Бриль, Пауль


Пауль Бриль[6] (нидерл. Paul Bril; 1556, Антверпен — 7 октября 1626, Рим) — южнонидерландский (фламандский) художник: живописец, рисовальщик и гравёр. маньерист, пейзажист. Член большой семьи художников из Антверпена. Один из главных представителей нидерландского романизма[7].

Пауль Бриль родился в 1556 году в городе Антверпене, в большой семье потомственных живописцев. Учился у местного живописца Дамиана Оортельмана, в 1582 году переехал в Рим к своему старшему брату Матеусу Брилю (1550—1584), продолжал обучение у него и, как считается, значительно превзошёл брата мастерством. После смерти Матеуса в 1584 году Пауль, который, сумел получить его должность и выгодные заказы. В Риме он сотрудничал с другими художниками и имел большое количество учеников, в том числе из родной Фландрии. В 1621 году стал принцепсом (президентом) Академии Святого Луки в Риме. Его картины ценили коллекционеры.

Пауль Бриль писал пейзажи — фрески и картины маслом на религиозные темы, пейзажи, в том числе морские, батальные сцены, аллегории. Он стремился к единству колорита и светотени на своих картинах и тем самым под влиянием итальянских мастеров значительно развил искусство пейзажа. Однако пространственные построения с помощью цвета остались в его картинах типично нидерландскими: тёмный передний план коричневатых оттенков, светлый зеленоватый второй и прозрачно голубой дальний.

Одной из его лучших работ считается картина «Мученичество святого Климента», находящаяся в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Другая часть его наследия включает фрески, небольшие картины «кабинетной живописи» на меди и стекле. Тематикой многих его картин является итальянская столица и её окрестности.

Пауль Бриль скончался 7 октября 1626 года в Риме. Он оказал заметное влияние на творчество многих романистов: итальянских и нидерландских художников, работавших в Риме: Адама Эльсхаймера, Корнелиса ван Пуленбурга, Себастьяна Франча и Бартоломмеуса Бренберга. которые в настоящее время находятся в различных музеях Европы. Бриль также занимался офортом и резцовой гравюрой на меди.

В Санкт-Петербургском Эрмитаже хранятся четыре картины Пауля Бриля (одна из них условно приписывается), поступавшие в музей в разные годы из разных западноевропейских собраний[8].