Эльсхаймер, Адам


А́дам Э́льсхаймер[1], Э́льсхеймер[2], Э́льсгеймер[3] (нем. Adam Elsheimer; 18 марта 1578, Франкфурт-на-Майне — 11 декабря 1610, Рим) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр, один из влиятельных художников эпохи северо-европейского барокко (наряду с Иоганном Лиссом)[4]. Более известен как романист, пейзажист, и мастер «ночных сцен».

Адам Эльсхаймер родился во Франкфурте-на-Майне, в центральной Германии, был одним из десяти детей портного. Ученик Филиппа Уффенбаха. Испытал в юности значительной влияние нидерландских живописцев, эмигрировавших из Нидерландов в протестантскую Германию: Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха.

Посетил Страсбург в 1596 году. Затем работал во Франкфурте. С 1598 года — в Венеции, где усвоил традиции венецианской ведуты (городского пейзажа). В 1600 году переехал в Рим[5]. Был дружен с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Брилем.

В Риме Эльсхаймер усвоил традиции романизма (увлечения иностранных художников изображениями античного и современного Рима). Он писал римские пейзажи на небольших медных пластинах. Своей необычайно тонкой, «ювелирной» манерой письма и изысканной техникой с эффектами светотени он, в свою очередь, оказал влияние на Карло Сарачени, голландских романистов и, в определённой мере, на Рембрандта. Его последователем в этом жанре был Мозес ван Эйтенбрук[6].

Эльсхаймер оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за мастерство тончайшей разработки эффектов освещения из скрытых источников света в жанре «ночных сцен». Однако в начале XX века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приведена поверхностная, типичная для того времени, характеристика творчества художника: «Картины Э. ещё недавно мало ценились любителями искусства и только в последнее время возбудили интерес к себе и стали быть разыскиваемы для музеев»[7]. И далее:

«Писал преимущественно небольшие, тщательно оконченные картины на темы из священной истории и мифологии, давая в них одинаково важную роль и человеческим фигурам, и пейзажу, и стремясь точно воспроизводить разнообразные эффекты красок, воздушной перспективы и света. Кроме пейзажей с фигурным, иногда очень обильным стаффажем, из-под его кисти изредка выходили картинки, изображающие сцены в закрытых помещениях, с красиво разыгранным освещением. Старание Э. передавать впечатления природы точно и поэтично при тесной связи пейзажных мотивов с фигурами было новизной в тогдашней живописи, а потому этот мастер не замедлил обратить на себя необыкновенное внимание в кругу римских художников и, заняв среди них видное место, оказал большое влияние как на многих из их числа, так и на посещавших Рим нидерландских живописцев, а через них и на голландскую школу XVII столетия»[7]