Сарачени, Карло


Карло Сарачени (итал. Carlo Saraceni; 1579, Венеция — 16 июня 1620, Венеция) — итальянский живописец венецианской школы по прозванию «Карло Венецианец» (Carlo Veneziano). Караваджист.

С 1597 года Сарачени работал в Риме, однако его индивидуальный стиль сформировался в Венеции, в традициях живописной культуры венецианской школы XVI века: Якопо Бассано, Якопо Пальма-иль-Джоване, Савольдо, Джузеппе Чезаре (Кавалера д’Арпино). В последующие годы он испытал влияния, с одной стороны болонского академизма Аннибале Карраччи и Доменикино, а с другой — Караваджо и немецкого художника Адама Эльсхаймера, прибывшего в Венецию из Франкфурта в 1598 году, а затем переехавшего в Рим в 1600 году[6].

В 1607 году Карло Сарачени поступил в Академию Святого Луки в Риме. Он никогда не бывал во Франции, хотя свободно говорил по-французски и имел французских последователей, следовал французской моде в одежде. Сарачени был итальянским учителем лотарингского художника Жана Леклерка.

Сарачени, вместе с художником Орацио Борджианни, называли лидером движения караваджистов. Сарачени оказался и втянутым в скандал, связанный с неуравновешенным поведением самого Караваджо. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Папа Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. 2 ноября 1606 года непримиримый противник Караваджо, живописец Джованни Бальоне обвинил Сарачени и Борджанни, как «сторонников Караваджо», в нападении на него. Обвинение было придумано для того, чтобы воспрепятствовать избранию Сарачени в Академию Святого Луки.

Ещё одна история связала имя Сарачени с Караваджо. В 1604—1606 годах Караваджо написал для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в Риме картину «Смерть Марии». Это произведение вызвало скандал. Караваджо заподозрили в том, что он использовал в качестве натурщицы проститутку, утонувшую в Тибре, поэтому кармелиты отказались принять картину, заявив, что она лишена должного приличия и граничит с ересью (ныне картина хранится в парижском Лувре)[7]. Взамен отвергнутой Сарачени написал свой вариант алтарного образа «Смерть Марии», который был помещён в церкви.

Живописный стиль Карло Сарачени формировался между 1606 и 1610 годами, на него повлияли драматическое освещение картин Караваджо, монументальные фигуры, натуралистические детали. Поэтому Сарачени был рано причислен не только к числу первых караваджистов, но и тенебристов.