Тенебризм


Тенебризм (итал. Il tenebrismo, от итал. tenebroso — мрачный, тёмный) — живописная манера, техника и течение в искусстве эпохи барокко, сложившееся в Риме в XVII веке под воздействием живописи Караваджо. В основе искусства тенебристов, как и представителей «живописи ночных сцен», лежит работа с эффектами света и тени[1].

В итальянской историографии искусство «тенебристов» относят к начальной фазе барочной живописи, но при этом подчёркивается, что понятие тенебризма много шире живописи, основанной на эффектах светотени, «скрытого источника света», или так называемого «света прожектора» (итал. effetto riflettore). При этом искусство тенебризма связано как художественным направлением реализма, так и с натуралистическими эффектами и техническими приёмами[2].

В картинах, выполненных в манере тенебризма, «прямой, густой свет моделирует объёмы и производит контрастные световые эффекты с неосвещёнными участками, которые служат в качестве фона. Таким образом, объёмы выделяются светом, как бы вырастая из окружающей темноты»[3]. По определению Б. Р. Виппера тенебризм в Италии XVII века означал «бездонное пространство, выталкивающее человека и предметы вперёд, в осязательную близость, и в то же время изолирующее их друг от друга»[4]. В этом пространственном качестве проявляется некоторая театральность композиции света и тени, свойственная, впрочем, и многим картинам Караваджо[5].

Тенебризм является характерной чертой караваджизма, однако эта манера была известна живописцам Италии и стран северной Европы ещё до Караваджо. Аналогичный термин существует в истории искусства Испании исп. tenebroso). Расцвет тенебризма, пришедшийся на XVII век, помимо течения караваджизма, выражает собой также общеевропейское духовное настроение эпохи, придавшей понятию темноты особое изобразительное, психологическое и теологическое значение[6].

Термин обычно используется по отношению к картинам XVII века, но подобная техника использовалась гораздо ранее такими мастерами, как Дюрер, Тинторетто, Якопо Бассано, Эль Греко и другими[7]. Так, например, Хуго ван дер Гус и его последователи использовали сильные контрасты освещённых фигур и тёмного фона как композиционное средство, в том числе в изображениях на сюжет Рождества Христова. Немногим позже в работах мастеров Высокого Возрождения светотень получила значение средства выразительной моделировки объёма. Художники маньеризма — в том числе живописцы венецианской школы: Веронезе, Тинторетто и их последователи, — прибегали к контрастной светотени как средству моделировки форм и придания экспрессии изобразительному пространству, создавая таким образом сильные драматические эффекты[8] творчество Караваджо.