Караваджизм


Караваджи́зм — течение (в отдельных источниках: направление) в западноевропейской живописи эпохи барокко, сформировавшееся в Риме в конце XVI века[1]. Караваджистами были последователи Караваджо, итальянского художника конца XVI века. Его влияние на новый стиль барокко, по существу возникший из маньеризма, было глубоким. Караваджо никогда не основывал мастерскую, как большинство других художников, и поэтому у него не существовало школы для распространения своего творческого метода. Он также никогда не излагал свой основной подход к искусству, психологический реализм, который может быть выведен только из его сохранившихся произведений. Но отдельные черты живописного метода Караваджо можно прямо или косвенно увидеть в творчестве Рубенса, Хосе де Риберы, Бернини и Рембрандта. Знаменитый при жизни, сам Караваджо был забыт почти сразу после своей смерти. Многие из его картин были переписаны его последователями, например «Поцелуй Иуды», которая до 1990 года приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту[2]. Только в XX веке значение Караваджо для развития западного искусства было вновь оценено. В 1920-е годы искусствовед Роберто Лонги следующим образом охарактеризовал его вклад в историю живописи: «Рибера, Вермеер, Ла Тур и Рембрандт никогда не могли бы существовать без него. И искусство Делакруа, Курбе и Мане было бы совершенно иным»[3]. Влиятельный историк искусства Бернард Беренсон утверждал: «за исключением Микеланджело, ни один другой итальянский художник не оказал такого большого влияния на искусство»[4].

Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине — контрастному освещению фигур, выдвинутых на передний план. Также в произведениях караваджистов наблюдается драматическая сила, несмотря на незамысловатость сюжета. Одиночество человека, считается одной из излюбленных тем художников-караваджистов. Со временем воздействие караваджизма стало сказываться на творчестве некоторых представителей искусства барокко, а также академизма[5].

Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески, Л. Спада и М. Де Фьори в Италии; так называемые «утрехтские караваджисты» (Д. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др.) в Нидерландах; Х. Рибера в Испании. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.