Хонтхорст, Геррит ван


Ге́ррит ван Хо́нтхорст (нидерл. Gerrit van Honthorst, 4 ноября 1592, Утрехт — 27 апреля 1656, Утрехт) — голландский живописец Золотого века голландской живописи; представитель школы утрехтских караваджистов, мастер «ночных сцен», за что получил прозвание «Герардо ночной» (итал. Gherardo delle Notti)[5][6].

Геррит ван Хонтхорст родился в Утрехте в семье живописца-декоратора Германа Герритса ван Хонтхорста, обучался у своего отца, а затем у Абрахама Блумарта. Затем Хонтхорст, вероятно, в 1610 году отправился в Италию, но впервые упоминается в Риме в 1616 году[7].

В Италии Хонтхорст начал подражать живописной манере Караваджо и, позднее, его, вместе с Абрахамом Блумартом, Дирком ван Бабюреном, Хендриком Тербрюггеном и Яном ван Бейлертом, стали причислять к группе так называемых утрехтских караваджистов. В Риме Хонтхорст поселился во дворце покровителя художников маркиза Винченцо Джустиниани, там же написал картину «Христос перед Каиафой», которая теперь находится в лондонской Национальной галерее. В доме Джустиниани имелась значительная коллекция произведений искусства, и на Хонтхорста особенно повлияли картины Караваджо, Бартоломео Манфреди и Аннибале Карраччи. Кардинал Шипионе Боргезе стал ещё одним важным покровителем художника, обеспечив ему важные заказы. Хонтхорст также работал на Козимо II Медичи, великого герцога Тосканы[8].

В 1620 году художник вернулся в Утрехт, где затем жил и работал с перерывами постоянно. В Утрехте Герардо произвёл своими работами впечатление на молодого Рембрандта и Франса Халса. В 1622 году Хонтхорст был принят в Гильдию Святого Луки. В 1630-х годах стал работать как портретист, любил изображать крестьян и играющих музыкантов. В 1622 году он открыл в Утрехте Академию рисунка (Utrechtse tekenacademie; на самом деле небольшую студию-мастерскую для приходящих учеников). В 1626 году Хонтхорст устроил обед для Рубенса и изобразил его в аллегорической композиции как «честного человека, которого искал и нашёл Диоген»[9].

Под влиянием Караваджо Геррит ван Хонтхорст увлёкся изображением «ночных сцен»: условное название, поскольку изображалась не ночь, а искусственное освещение от скрытого источника света с эффектами светотени. За эту особенность мастер и получил прозвание «Герардо ночной» (итал. Gherardo delle Notti). Однако это прозвание появилось не ранее XVIII века. В сохранившихся итальянских документах до 1656 года художник упоминается либо как «Герардо Фламандец» (итал. Gherardo Fiammingo), либо как «Герардо Голландец» (итал. Gherardo Hollandese)[10].

Королева Богемии Елизавета, сестра английского короля Карла I, находившаяся в то время в изгнании в Нидерландах, наняла Хонтхорста в качестве учителя рисования для своих детей. Художник стал известен королю, который в 1628 году пригласил его в Лондон. Там он написал несколько аллегорических композиций, портретов придворных и групповой портрет «Четверо старших детей короля Богемии», на котором двое старших изображены как Диана и Аполлон.