Утрехтские караваджисты


Утрехтские караваджисты — историко-региональная школа голландских художников XVII века, работавших в стиле барокко, которая творчески развивала находки художника-реформатора из Италии Караваджо (1571—1610).

Особую группу в искусстве Голландии XVII века, называемого Золотым веком голландской живописи, составляли так называемые утрехтские караваджисты. В отличие от основной массы художников протестантской Голландии, жители Утрехта остались в лоне католической церкви и долгие годы поддерживали связи с центром католицизма и изящных искусств — Римом. Здесь охотно работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Связь с Римом и новым течением в искусстве — караваджизмом — унаследовали именно утрехтцы. Некоторые из них десятилетиями жили и работали в Риме — Хонтхорст, Бабюрен, Тербрюгген. К тому же Тербрюгген встречался в Риме с самим Караваджо, видел его произведения и изучал их. Другие, как например, Ян ван Бейлерт, вернувшись из Италии, оставались в Утрехте. Расцвет творчества утрехтских караваджистов пришелся на первые 35 лет XVII века. Позже Тербрюгген и Бабюрен умерли, а Хонтхорст все больше отходил от установок Караваджо. Но утрехтские караваджисты имели существенное влияние на художников-голландцев из других художественных центров, среди них — Геррит Дау и сам Рембрандт, который никогда не был в Италии. Много общего с утрехтскими караваджистами найдено и в произведениях прославленного лотарингского мастера Жоржа де ла Тура.

Самую успешную карьеру художника сделал Геррит ван Хонтхорст. Около 1620 года он вернулся из Италии в Голландию. Первые два года работал в городе Гаага, но имел немного заказов и обеднел, в результате чего был вынужден жить в комнате на крыше. В 1622 году он вернулся в родной Утрехт, где стал мастером художественной гильдии Святого Луки. Здесь Хонтхорст имел заказы и получил славу. Среди посетителей его мастерской был сам Рубенс, что указывает на значительный художественный успех утрехтца Хонтхорста.

В 1628 году работал в Лондоне по направлению короля Великобритании Карла I Стюарта. Среди заказчиков художника был и король Дании Кристиан 4-й. Таким образом, Хонтхорст сумел сделать международную художественную карьеру.

С 1637 года Хонтхорст снова в Гааге, которая признала его — он являлся фаворитом Фредерика Хендрика, герцога Оранского. Гаага была домом Хонтхорста на протяжении 15 лет. В 1652 он вернулся в родной Утрехт, где жил до смерти в 1656 году.

Неофициальным соперником Хонтхорста в Утрехте стал Хендрик Тербрюгген, который тоже путешествовал в Италии, где видел воочию картины Караваджо. Он вернулся в Утрехт раньше Бабюрена и Хонтхорста. Именно Тербрюгген первым принёс в Утрехт известие об удивительной художественной находке Караваджо. А музыкальные картины Тербрюггена стали прямым и творческим продолжением лучших музыкальных сцен Караваджо и его талантливых последователей. Музы на картинах Тербрюггена действительно погружены в музыку, а не в ухаживания или флирт, как у Хонтхорста.