Бабюрен, Дирк ван


Дирк Ясперс ван Бабю́рен (нидерл. Dirck Jaspersz van Baburen; ок. 1595, Вейк-бей-Дюрстеде — 21 февраля 1624, Утрехт) — голландский живописец эпохи барокко. Также известен как Теодор ван Бабурен и Теодор Бабурен. Основатель и один из крупнейших представителей школы утрехтских караваджистов[1][2].

Дирк (Теодор) ван Бабюрен родился около 1595 года в городе Вейк-бей-Дюрстеде провинции Утрехт Республики Семи Объединённых Нижних Земель, но его семья переехала в Утрехт, когда он был ещё молод. Самое раннее упоминание о художнике содержится в записях Утрехтской гильдии святого Луки 1611 года как об ученике Паулюса Янсона Морельсе. Членство в гильдии дало ему право на профессиональную деятельность. В период между 1612 и 1615 годами Бабюрен отправился в Рим. Там он сотрудничал с соотечественником, караваджистом Давидом де Ханом и подружился с близким последователем Караваджо Бартоломео Манфреди.

Творчество Бабюрена привлекло внимание коллекционеров и меценатов Винченцо Джустиниани и кардинала Шипионе Боргезе, и, возможно, под их влиянием около 1617 года художник получил заказ на роспись алтаря Капеллы Пьеты в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио[3]. Бабюрен был одним из первых живописцев, принадлежавших к группе голландскоязычных художников, действовавших в Риме в семнадцатом веке, известной как «Бент», или «Перелётные птицы» (нидерл. Bent vogels), или нидерл. Bentvueghels — «Птицы пера»); его прозвище (всем членам объединения давали шутливые имена) было «Бирвлиг» (Biervlieg — «Пивная муха», или «Тот, кто много пьет»)[4].

В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. У Караваджо он заимствовал композиционную выразительность, контрастное освещение и стремление к реалистическому изображению натуры — черты, ставшие характерными для караваджизма.

В 1620 году художник возвратился в Нидерланды и открыл собственную мастерскую в Утрехте. В этот период в его творчестве преобладали сюжеты бытового жанра, композиции для которых характерны крупные полуфигуры с контрастной светотенью, отличающиеся яркостью цвета и темпераментной манерой исполнения. Многим картинам Бабюрена присущ оттенок грубоватого натурализма, что в определённой мере было вызовом протестантской морали. Дирк ван Бабюрен ушёл из жизни в расцвете лет и своего таланта 21 февраля 1624 года[5].

Картина Дирка ван Бабюрена «Сводня» принадлежала Марии Тинс, тёще другого известного нидерландского художника Яна Вермеера, который дважды изображал это произведение на своих картинах («Дама за вирджиналем» и «Концерт»)