Бренберг, Бартоломмеус


Бартоломмеус Бренберг[5], Бартоломеус Бренборх (нидерл. Bartholommeus Breenbergh, Bartholomaeus Breenborch; до 13 ноября 1598, Девентер — 5 октября 1657, Амстердам) — голландский живописец, рисовальщик и гравёр Золотого века искусства Голландии[6]. Романист.

О молодости художника известно крайне мало. Нидерландский историограф Арнольд Хоубракен, автор книги жизнеописаний «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721) упомянул Бренберга в первом томе своего сочинения с просьбой к читателям писать ему и сообщать больше новостей из его биографии. Ему сообщили, что Бренберг родился в Утрехте и был учителем Корнелиса ван Пуленбурга, что, как он знал, было невозможным, исходя из уже имеющихся у него фактов, а именно «рождения Пуленбурга в 1586 (на самом деле 1594), году и смерти Бренберга в 1660 году»[7]. Хоубракен так и не получил запрошенную им информацию, хотя он снова упомянул Бренберга во втором томе в списке из 59 компетентных художников, которые были современниками Абрахама Блумарта и Паулюса Поттера[8].

По данным Нидерландского института истории искусств (RKD) Бренберг родился в нидерландском городе Девентер, но после смерти отца, Яна Бренберга в 1607 году переехал вместе с матерью Анной Бекер и остальной семьёй, вероятно, в Хорн. Там он был современником Жака Вабена и, возможно, получил своё первое образование, хотя теперь его первым учителем считается «один из многих забытых амстердамских пейзажистов 1610-х годов». Его зарегистрированными учителями являются Питер Ластман и Якоб Симонс Пейнас[9]. В 1619 году Бренберг переехал в Рим. Там он жил и работал рядом с фламандским художником Франческо да Кастелло, или Франсом де Кастилом (1540—1621)[10]. В Риме он испытал влияние другого фламандца, живописца-пейзажиста, романиста Пауля Бриля. Однако с 1623 года он попал под чары «романистских пейзажей» Корнелиса ван Пуленбурга, несколько старше его. Действительно, работы Бренберга и ван Пуленбурга иногда трудно отличить друг от друга. Бартоломмеус также находился под влиянием Николаса Муйарта[11]. Бренберг, в свою очередь, оказал влияние на французского пейзажиста Клода Лоррена, прибывшего в Рим около 1620 г.

Примерно в 1620 году Бренберг стал одним из основателей римского общества «Перелётные птицы», или «Бент» (нидерл. bent — клуб, собрание, нидерл. Bent vogels — перелётные птицы, или нидерл. Bentvueghels — «птицы пера») — сообщество, или «братство», иностранных художников, прибывавших в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью изучения сокровищ классического искусства и совершенствования своего мастерства. По обычаю общества Бренберг новое шуточное имя «хорёк» (het fret).