Сокото (государство)


Халифат Сокото — исламское государство в северной Нигерии, созданное суфием Османом дан Фодио в результате джихада Фулани в начале 1800-х годов[1]. Правитель Сокото именовался халифом, а его наместники — эмирами. В Сокото было принято шариатское право. Военнопленные часто превращались в рабов, поэтому в феодальном государстве Сокото сохранялись рабовладельческие отношения. В начале XX века Сокото было включено в состав британского протектората Нигерия, однако региональная элита сохранила свою власть[1]. В настоящее время султаны Сокото сохранили свою власть как духовные главы мусульман Нигерии.

Основателем Сокото был видный знаток ислама, учитель Маликитской школы права и кадирского ордена суфизма шейх Осман дан Фодио, который жил в городе-государстве хауса Гобир, пользуясь покровительством местного правителя Бавы. Однако в 1802 году сын последнего, воспитанник и бывший протеже Османа Юнфа, повернулся против своего старого учителя, и тот, руководствуясь своими реформистскими идеями и в связи с усилением репрессий, увёл своих последователей в изгнание. Это изгнание стало началом политической и социальной революции, которая распространилась на всей территории современных Нигерии и Камеруна.

Когда Осман дан Фодио был провозглашён амир аль-муминином (повелителем правоверных) в Гуду, это сделало его политическим и религиозным лидером в регионе, что позволило объявить и проводить джихад, собрать армию и стать её командиром. В землях хауса началось крупномасштабное восстание. Главной силой восстания был кочевой народ фульбе (фулани), имевший значительное военное преимущество над другими за счёт своей сильной кавалерии. Также была широкая поддержка восстания со стороны крестьян-хауса, которые были обложены высокими налогами и угнетались своими правителями. Дан Фодио начал джихад против Гобира в 1804 году, обвинив его правителей в том, что те нарушают мусульманские правовые нормы, следуют анимистическим традициям и совершают языческие ритуалы.

Коммуникации фулани в течение войны были проведены вдоль торговых путей и рек, впадающих в долину Нигера-Бенуэ, а также дельты и лагуны. Призыв к джихаду достиг не только других городов-государств хауса, таких как Кано, Катсина и Зария, но и соседние государства Борну, Гомби, Нупе, Илорин и Адамава. Во всех этих местах в том или ином количестве проживали алимы из числа этнических фульбе. Таким образом, дан Фодио вдохновил ряд последующих западноафриканских правителей на джихад, в том числе основателя Масинской империи Секу Амаду, основателя Тиджании Эль-Хадж Омара, который женился на одной из внучек дан Фодио, и Модибо Адама, основателя эмирата Адамава (присоединившись к Осману в его джихаде, он получил от него титул ламидо фомбина — «правитель юга»).