Халл, Кларк Леонард


Кларк Леона́рд Халл (англ. Clark Leonard Hull; 24 мая 1884, Экрон, штат Нью-Йорк — 10 мая 1952, Нью-Хейвен, штат Коннектикут) — американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Йельского университета.

К. Халл разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания, а также является автором теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX века.

Кларк Леонард Халл родился 24-го мая 1884 года в семье бедного фермера близ Экрона, деревни, расположенной в нескольких милях от Ньюстеда — небольшого провинциального городка штата Нью-Йорк. Впоследствии этот путь ему приходилось ежедневно проделывать, чтобы попасть в школу. Полноценного школьного образования он не получил, поскольку был очень слаб здоровьем, часто болел и постоянно из-за этого пропускал занятия. Однако способности и трудолюбие позволили ему освоить школьную программу настолько, что в возрасте 17 лет ему было предложено попробовать себя в роли учителя. К. Халл мечтал сделать карьеру и выбиться из нищеты, а малооплачиваемая учительская должность в провинциальной школе часто оказывалась вакантной, и он воспользовался представившейся возможностью.

В 1902 году К. Халл поступил в Мичиганский университет и получил специальность горного инженера. Но, приступив к новой работе в 1908 году, в возрасте 24-х лет он заболел полиомиелитом, что навсегда сделало его инвалидом. Всю последующую жизнь он страдал частичным параличом, сильно хромал и был вынужден постоянно носить металлический корсет, который сам для себя и сконструировал, к тому же продолжала неуклонно прогрессировать врождённая близорукость. В результате ему пришлось выбрать для себя профессию, не предполагающую особой физической нагрузки. Ещё в юношеские годы он познакомился с «Основами психологии» Уильяма Джеймса и проникся глубоким интересом к этой науке, поэтому его выбор пал на психологию. Проработав два года учителем в своей старой школе, К. Халл продолжил образование в Мичиганском университете в избранном им направлении и в 1913 году получил степень бакалавра. Там он впервые заинтересовался проблемами научения и мышления. Прослушал курс логики, К. Халл создал логический аппарат, способный выявлять ошибки в традиционных силлогизмах.

По окончании университета, проработав школьным учителем ещё в течение года, К. Халл в 1918 году защитил докторскую диссертацию, посвящённую формированию понятий, в Висконсинском университете в Мадисоне. Там же после получения докторской степени он занимался исследованием влияния табакокурения на эффективность трудовой деятельности и вёл курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. С 1920 по 1922 год он проработал ассистент-профессором, а с 1922 по 1925 год — адъюнкт-профессором. В 1925 году К. Халл получил звание профессора.