Ханаанейцы


«Ханаанейцы» («младоевреи») — идейно-культурное движение, представители которого пытались установить прямую связь между культурой народов, живших на земле Израиля во 2-м тысячелетии до н. э., и культурой еврейского народа Израиля XX века с целью создать ново-старую культуру, отвергающую еврейские традиции в диаспоре[1]. Движение было основано в 1939 году и достигло расцвета в 1940-х годах, оказав существенное влияние на политическую мысль, искусство, литературу и интеллектуальную жизнь в Эрец-Исраэль и в государстве Израиль. Название «ханаанейцы» (от названия Ханаан) с долей иронии было присвоено группе Авраамом Шлёнским, а изначально группа называлась «Комитет за формирование еврейской молодёжи».

Ицхак Коэн, будучи выпускником (в первом выпуске) гимназии «Герцлия» и членом «Ограниченного комитета»[he], спорил с Элиягу Голомбом[2], аргументируя в пользу национального возрождения под предводительством нового еврейского персонажа, обладающего интеллектом, обновлённым в Израиле и отличающимся от интеллекта евреев диаспоры. Аналогичные идеи высказывались отдельными лицами на протяжении многих лет.

В 1930-х годах Адье Хорон[he] опубликовал в Париже ряд статей, в которых изложил концептуальные основы ханаанейского движения. Его встреча с поэтом Йонатаном Ратошем в 1938 году стала решающей для создания нового движения[3]. Движение появилось В 1941 году под названием «Комитет за формирование еврейской молодежи»[4].

В 1948—1953 годах издавался (хотя и нерегулярно) журнал «Тысяча»[he], отражающий взгляды движения. В 1951 году на Всемирном сионистском конгрессе в Иерусалиме представители движения распространяли листовки против сионизма[5]. Основная конференция «Комитета за формирование еврейской молодежи» состоялась в сентябре 1951 года[6]. Её участники подали запрос об официальном статусе, но министерство внутренних дел намеренно затягивало выдачу разрешения[7], аргументируя задержку необходимостью завершить полицейское расследование случаев сертификации политических объединений[8]. Газеты того периода оценивали численность движения сотней членов, однако представители самого движения утверждали, что их численность равна пятистам[9]. После ареста Амоса Кейнана по подозрению в том, что он бросил бомбу в дверь министра Давида Цви Пинкаса в июне 1952 года, в прессе поднялась волна протеста против членов ханаанейского движения[10][11]. Предполагаемые лидеры движения не скрывали своего одобрения серии планируемых операций против сети магазинов «Скриф»[12] и отрицали какую-либо причастность Кенана к теракту, утверждая, что он покинул их ряды в мае 1950 года. Аарон Амир[he] и Йонатан Ратош даже подали иск о клевете от имени «младоевреев» против Исайи Бернштейна, корреспондента газеты «Ха-Цофэ», и Азриэля Карлебаха, корреспондента газеты «Маарив», но эти претензии были отклонены по техническим причинам[13].