Ханафитский мазхаб


Ханафи́тский мазха́б (араб. المذهب الحنفي‎) или ханафизм (араб. حنفية‎) — одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики: Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл.

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафитами являются абсолютное большинство мусульман Пакистана, Бангладеш, Турции, Иордании, Палестины, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Боснии и Герцеговины, Албании, мусульманских регионов Индии и Китая, в частично признанных Косово, Северном Кипре, Абхазии, а также бóльшая часть мусульман Египта, Афганистана, Таджикистана, суннитское население Ирака, Сирии, Ливана и основная доля суннитов Ирана и Азербайджана. Ханафитами также являются этнографические группы: аджарцы-мусульмане в Грузии, торбеши в Северной Македонии, помаки в Болгарии, мрковичи в Черногории и др.

В Российской Федерации суннитами-ханафитами являются абсолютное большинство мусульман в Адыгее, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Татарстане, Северной Осетии и на севере Дагестана (ногайцы и часть кумыков). В целом по всей России, за исключением Чечни, Ингушетии и остальной части Дагестана (в этих трёх республиках доминирует шафиитский мазхаб суннизма и множество суфийских тарикáтов), абсолютное большинство местных и приезжих (например из Средней Азии) мусульман придерживается ханафитского суннизма.

Почти всё наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли два его наиболее известных ученика (сахибайн) — Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани.

Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе — чёткая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и др.). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдаётся истихсану.

В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдаётся предпочтение над ними истихсану.