Абу Ханифа


Абу́ Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Ку́фи (араб. أبو حنيفة النعمان بن ثابت الكوفي‎; 5 сентября 699, Эль-Куфа — 18 июня 767, Багдад) — исламский учёный-богослов, правовед, хадисовед и первый из четырёх имамов суннитских школ. Основатель и эпоним ханафитского мазхаба[6]. Некоторые последователи называют его аль-Имам аль-Азам («Величайший имам») и Сирадж аль-А’имма («Светильник имамов»)[7]. Считается, что богословская школа Абу Ханифы позже развилась в матуридитскую школу суннитского богословия[8].

Родился в городе Куфа в семье богатого торговца шёлком иранского происхождения (из иранских мавали)[9] и, скорее всего был единственным сыном у своих родителей[10]. Его дед принял ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба[11]. В Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада. Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова Хаммада ибн Абу Сулеймана, в кружке которого провёл 18 лет вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры[9].

В 747—748 годах выехал в Мекку, спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе. После утверждения у власти Аббасидов вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного. Халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифе занять высокую должность в новой столице — Багдаде, но Абу Ханифа отказался[9]. При этом его отказ привёл в неистовство аль-Мансура, и Абу Ханифа был заключён в тюрьму, где и умер в 767 году[13][14].

В 1066 году почитатели воздвигли над могилой Абу Ханифа купол, и она до сих пор является объектом паломничества[15].

Через много лет после смерти в пригороде Багдада была построена Мечеть Абу Ханифы. Могила Абу Ханифы была уничтожена в 1508 году шахиншахом Исмаилом[16] и восстановлена в 1533 году после возвращения Ирака Османской империей[17].

Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины[9].