Хаммад ибн Абу Сулейман


Абу Исм‘аил Хаммад ибн Абу Сулейман аль-Куфи (VII век, предп. Эль-Куфа — 737, предп. Эль-Куфа) — иракский богослов, правовед, хадисовед. Ученик Ибрахима ан-Нахаи и учитель Абу Ханифы.

Был этническим персом, родом из Исфахана. Жил в Куфе. Его отец, по слухам, был сыном правителя Исфахана. Согласно информации источников, его отец был схвачен во время завоевания Исфахана Абу Мусой аль-Ашари (ок. 641) и в его присутствии принял ислам. Так отец Хаммада стал клиентом (мауля) Абу Мусы аль-Аш‘ари. Абу Муса послал Абу Сулеймана к Умару ибн аль-Хаттабу, в присутствии которого он вновь провозгласил свою приверженность исламу. Умар дал ему землю в Куфе. Согласно другим источникам, Абу Сулейман был взят в плен Муавией и подарен Абу Мусе. В других источниках утверждается, что Муавия послал его в качестве посла к Абу Мусе, который находился в Думат аль-Джандале (или Эзрухе) по делу об арбитраже[1].

Информации о жизни Хаммада, известного как мауля Абу Бурда, весьма ограничена. Его отец отдал сына Ибрахиму ан-Нахаи, который преподавал хадисы и фикх в Куфийской мечети, чтобы он мог получить хорошее образование. Абу Сулейман был богатым человеком и не хотел, чтобы его сын занимался чем-либо, кроме науки, и делал всё возможное для этого. Несомненно, наибольшая доля в воспитании Хаммада, обладавшего превосходным интеллектом, принадлежит Ибрахиму ан-Нахаи, который был пионером в развитии правовой мысли и вынесении решений по умозаключению ар-рай в Ираке в период Омейядов. В его воспитание также внёс важный вклад Амир ибн Шарахиль аш-Шаби[1].

Среди ограниченной информации, предоставленной источниками, есть рассказы о том, что Хаммад был богат и щедр, давал ифтар большим группам гостей во время Рамадана, постоянно присматривал за бедными и сиротами, живших вокруг него, заботился о своей одежде и чести[2]. Хаммад, вероятно, провёл большую часть своей жизни в Куфе, за исключением его коротких путешествий в Хиджаз, Басру и Ракку. Большинство источников сходятся на том, что он умер в 738 году. Известно, что его сын Исмаиль был одним из известных ученых[3][1].

Общее количество переданных Хаммадом хадисов невелико. Он передавал хадисы от сподвижника пророка Мухаммада Анаса ибн Малика, табиинов Саида ибн аль-Мусаййиба, Хасана аль-Басри, Саид ибн Джубейра, Абу Ваиля Шакика ибн Салямы, Абдуллаха ибн Бурейды, Абдуррахмана ибн Сада и Икримы аль-Барбари. Таким образом, Хаммад, который находится в последнем круге поколения табиинов, изучил науки в области Корана и хадисов, которые формировались в регионе со времён сподвижников и постепенно обогащались научными собраниями и кружками выдающихся богословов того времени. Знания по юриспруденции получил от Ибрахима ан-Нахаи. Был самым умным и знающим из его учеников. Разбирался в киясе и иджтихаде, умел вести диспуты. Преподавал фикх двадцать четыре года до конца своей жизни. Когда у ан-Нахаи спросили, у кого можно просить фетвы после его смерти, он упомянул Хаммада[1].