Харитина Литовская


Харитина Литовская (ум. 5 октября 1281) — святая Русской православной церкви. Покровительница Литвы.

Согласно документальным свидетельствам, важнейшим из которых является надпись на надгробии Харитины в новгородской церкви Петра и Павла на Синичьей горе, женщина происходила из рода литовских князей, была инокиней Петропавловского монастыря, которому принадлежал этот храм.

Преподобная Харитина происходила из княжеского рода. Она родилась во времена создания Миндовгом Великого Княжества Литовского. Миндовг стремился подчинить себе соседние мелкие удельные княжества. Многие князья подчинились, а многие не пожелали признать власть Миндовга и его преемников. Поэтому вторая половина XIII столетия была бурным и кровавым временем для Литвы.  И многие знатные литовцы покидали свои родные места и с семьями, воинами и прислугой переселялись на Русь. Так, в 1265 году святой князь Довмонт († 1299) поспешно удалился из Литвы во Псков и многие годы успешно защищал приютивший его город. А его же сын Товтивилл со всем двором убежал из Полоцка в Новгород.

От юности твоея Бога всем сердцем возлюбила еси, Харитино преподобная, подвиги в вере положила еси за Христа Жениха твоего, и в новое твое Отечество, землю Русскую вселилась еси, к Небесному Отечеству нас призывавши, моляши Христа Бога спастися душам нашим.

Народное предание утверждает, что княжна Харитина вместе с родителями тоже покинула родину. Когда она подросла, её сосватали князю Феодору Ярославичу, сыну князя Ярослава Всеволодовича (1190–1246 гг.) и родному брату святого князя Александра Невского († 1263). Однако князь Феодор накануне своего свадебного торжества загадочно умер (10 июня .). Согласно летописи «бысть въ веселіа мѣсто плачь великъ». Убитый горем «князь Ярослав, отдал все дары невесте его, с честью к отцу отпустил». Однако невеста приняла постриг с именем Харитины в монастыре Петра и Павла на Синичьей горе. Она не искала более ничего в мире и решила посвятить всю свою жизнь на служение Господу. Её монашеское имя Харитина означает «милующая, творящая милосердие» и отражает её духовное делание. Основное качество её – отзывчивость к чужому горю, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своих собственных.

В монастыре юная Харитина, как и все сестры обители, исполняла послушания, возрастала духовно своим смирением и воздержанием, постом и молитвами. Вероятно, добродетельная жизнь, самоотверженность и монашеские подвиги Харитины послужили поводом, чтобы сестры избрали её настоятельницей монастыря, где она была возведена в сан игумении. И до самой своей кончины преподобная была образцом смирения, чистоты и строгого воздержания для подчиненных ей насельниц обители.