Хаяси Радзан


Хаяси Радзан (яп. 林羅山, 15837 марта 1657) — мыслитель, законодатель и поэт раннего периода Эдо. Был неоконфуцианцем, представителем школы чжусианства, основателем рода конфуцианских учёных Хаяси. Служил первым четырём сёгунам сёгуната Токугава, был автором официальной неоконфуцианской доктрины раздела страны на сословия и одним из идеологов конфуцианского государственного синто. Автор идеи «Трёх красивейших пейзажей Японии». Настоящее имя — Хаяси Нобукацу (яп. 信勝), монашеское имя — Досюн (яп. 道春).

Радзан родился в 1583 году в Киото в семье Хаяси Нобутоки. Отец происходил из мелких самураев провинции Кага, но после утраты имения поселился в Киото, где занялся торговлей. Мать была родом из самурайского рода Танака.

В раннем детстве Радзана отдали в семью его дяди Хаяси Ёсикацу в качестве приёмного сына. Мальчик с детства проявлял большой интерес к учёбе и имел талант к наукам, но у него было слабое здоровье. В 1593 году, в возрасте 13 лет, Радзан прошёл церемонию совершеннолетия и поступил в столичный монастырь Кэннин-дзи, где под руководством учителя Кокана Дзикэя (яп. 古澗慈稽) изучал дзэн-буддизм, конфуцианство и китайскую поэзию. В 1597 году, в возрасте 15 лет, юноша отказался от пострижения и оставил обитель.

С 1600 года 18-летний Радзан читал лекции по конфуцианству на городских рынках столичного региона, но делал это нелегально, потому что не имел разрешения Императорского двора на такую деятельность. В это время он увлёкся «Сборником комментариев к Четырёхкнижию» (яп. 四书集注) китайского философа Чжу Си и стал самостоятельно изучать неоконфуцианство.

В 1604 году Радзан встретился с аристократом по имени Фудзивара Сэйка, одним из первых японских мыслителей-конфуцианцев и комментаторов. Фудзивара был недоволен буддийской философией и зачитывался работами Чжу Си. В своих работах он делал упор на роли личности в обществе, которое, в свою очередь, природным образом выстраивалось в конкретную иерархическую систему четырёх классов: мужей-правителей, крестьян, ремесленников и купцов. Фудзивара сделал Радзана своим учеником и в 1605 году привёл на аудиенцию к сёгуну Токугаве Иэясу в столичном замке Нидзё. Последний благосклонно отнёсся к молодому человеку и был поражён широтой его знаний.

В 1606 году Радзан принимал участие в публичном диспуте с монахом-иезуитом японского происхождения Фабианом. Тема дебатов касалась строения Вселенной. Радзан отрицал гелиоцентрическую теорию Коперника и тезис, что Земля круглая, доказывая верность геоцентрической теории и тезису о квадратности Земли. Из-за недостаточной осведомлённости Фабиан, который занимал одну из низших ступеней в «Обществе Иисуса», и поддержке Радзана чиновниками, которые присутствовали на диспуте, победу присудили конфуцианцу.