Херсонская епархия (историческая)


Херсо́нская епа́рхия — древняя православная епархия Константинопольского Патриархата в Крыму с центром в городе Херсонес. Возникла не позже середины IV века. Упразднена во второй половине XV века.

Херсонская епархия, наряду с епархией Боспора — наиболее древняя епархия Крыма. Первое достоверное документальное подтверждение её существования относится ко времени Второго Вселенского собора (381 год), орос которого подписал епископ Херсона Еферий. Согласно документу, Херсонская епархия вместе с Томами и Анхиалой, числится в провинции Малая Скифия.

Предание называет более ранние сроки образования епархии. Согласно «Житию епископов Херсонских», епископ Василей был послан Иерусалимским епископом Ермоном[1] в 16 год правление императора Диоклетиана, то есть называется самый конец III века — 299—300 год. Однако эта дата поставлена под сомнение[2]. Предположительно сделано это было с целью «удревнить» херсонскую кафедру, и связать гибель первого её епископа со временем диаклетиановых гонений[3].

Житие сообщает о изгнании святого Василея из города, о чуде воскрешения сына местного «первого человека». Чудо обращает многих херсонитов ко Христу, однако большинство горожан остаются язычниками и убивают Василея.

Следующие проповедники прибывают в Херсон из Геллеспонта, приглашенные одним из христиан-херсонитов. Их имена — Евгений, Елпидий и Агафодор. Житие подчеркивает, что и они в своё время прибыли из Палестины. Все трое названы епископами, что уже вызывает вопросы. По предположению А. Ю. Виноградова, это либо ошибка: епископом был только один из них, либо автор жития намеренно свёл трёх разновременных епископов, чтобы поместить их имена в текст жития. Обстоятельства их гибели описываются аналогично случаем со святым Василем. Возможно, автор жития знал только факт их мученической кончины и имена[4].

Следующий проповедник епископ Еферий прибывает из Иерусалима через «немалое время». Житие повествует о поездке святого Еферия в Константинополь к императору Константину, и о том, что по приказу императора язычники были изгнаны из города военной силой, а на их место были поселены христиане. Именно с этого времени Херсон был переподчинён Константинопольскому архиепископу. Еферий умер по дороге из Константинополя на одном из островов устья Днепра. После смерти Еферия по просьбе херсонитов им был поставлен другой епископ, которым стал святой Капитон. Капитон прибыл в город в сопровождении полутысячного отряда, который был должен защищать его и город от буйства язычников. Язычники были оттеснены за городские стены. Чудо в печи для гашения извести, в пламя которой вошёл св. Капитон, убедило многих язычников принять крещение. Св. Капитоном был воздвигнут храм апостола Петра[5].