Хильфердинг, Франц


Франц Антон Кристоф Хильфердинг (нем. Franz Anton Christoph Hilverding (Hilferding) Van Wewen, 1710–1768) — артист балета, балетмейстер и педагог, предшественник балетных реформ Новерра. В 1758-1764 годах был балетмейстером петербургской балетной труппы.

Хильфердинг происходил из известной театральной семьи, «главным образом состоявшей из актёров-кукольников, позже владельцев больших странствующих трупп актёров-импровизаторов, весьма в ту пору распространённых»[1]. Его отец, Йозеф Хильфердинг, был актёром, предпринявшим попытку создать постоянный драматический театр на Новом рынке в Вене[* 1].

Начинал свою карьеру как танцовщик в труппе Придворного театра в Вене. В 30-х годах, начиная с 1734—1735 годов, совершенствовался в Париже, в классе педагога Мишеля Блонди.

В начале 1740-х годов вернулся в Вену, где балетной труппой Придворного театра тогда управляли Александр Филибуа и Компенсобер. В то время в Вене господствовала итальянская опера-seria, а «серьёзный балет» представлял из себя жанр в духе времён Людовика XIV, требовавший выступлений с маской на лице; в то же время он вовсе «не посягал на самостоятельность и лишь украшал оперные спектакли вставными танцами и короткими интермедиями»[2]:258.

Хильфердинг одним из первых воплотил на практике идею действенного балета, создание самостоятельного жанра хореографического представления, основанного на драматургии. Его первым опытом в этом направлении был поставленный в 1740 году спектакль по трагедии Жана Расина «Британик». Его деятельность в Вене была успешной и плодотворной и в 1750-е годы новый стиль прочно утвердился в Вене, а сам он приобрёл европейскую известность [3]:34-35. Его ученик Гаспаро Анджолини утверждал, что Хильфердинг