Хиёси-тайся


Хиёси-тайся (яп. 日吉大社, также Хиэ-тайся[5]) — синтоистское святилище в городе Оцу, префектура Сига[6]. Комплекс включает в себя западное и восточное святилища, в которых поклоняются, соответственно, Онамути (яп. 大己貴神 о:намути-но-ками) и Оямакуи (яп. 大山咋神 о:ямакуи-но-ками)[1]. Хиёси-тайся находится у подножия горы Хиэй со стороны озера Бива[7].

Хиёси-тайся является главным из 3.800 храмов Хиёси, Хиэ и Санно, в которых поклоняются трём горным божествам (санно-сан), весной там проводится центральный фестиваль Санно[8][9]. Храм является национальным сокровищем Японии[10][11]. Так как посланниками богов в храме считаются обитающие в горах обезьяны, на территории можно встретить множество их фигурок[8].

Святилище упоминается в летописи Кодзики в 8 веке[12]. В средние века кумирня приобрела буддийскую окраску под влиянием храма Энряку-дзи и поддерживала бизкие отношения со школой Тэндай[7], три горных божества, которым поклоняются в Хиёси-тайся, считаются проявлениями будды Гаутамы, Якуси и Амиды[8]. В 1571 году Ода Нобунага сжёг храмы Энряку-дзи и Хиёси-тайся, однако в конце XVI века святилище было восстановлено в нынешнем виде[7]. Храм входил в число 22 элитных святилищ[13].

Западный и восточный хонгу Хиёси-тайся и хондэн малого храма (сэсся) Уса-дзингу (яп. 宇佐神宮) являются единственными примерами стиля хиэ-дзукури (яп. 日吉造) (также называется хиёси-дзукури[15], сётай-дзукури[16], санно-дзукури[7])[7].

Нынешние здания были построены в 1586 году, но воспроизводят стиль эпохи Хэйан[6]. Крыша напоминает полувальмовую (яп. 入母屋造 иримоя-дзукури), но удлинённые козырьки с трёх сторон образуют дополнительную внешнюю часть (яп. 外陣 гэдзин), сзади же свес выглядит обрезанным, а его край загибается кверху[7][16][3][6]. В сложной форме крыши заметно влияние буддистских строительных техник[6]. Вход параллелен коньку и находится под отдельным козырьком кохай[6][7].

Центральная часть храма, моя (яп. 母屋), имеет в ширину 3 пролёта, в глубину — 2[6][16], но с дополнительными нефами хисаси (яп. ), образующимся под широкими скатами, общие размеры достигают 5×3 пролёта (около 11×6 м.)[7]. Кроме крыш, особенностью данного стиля являются необычно высокие полы храмов, под которыми образуется небольшая комнатка со скамьёй[7]. Потолки на алтарём решётчатые (яп. 竿縁天井 саобути тэндзё:), в остальной части моя — дощатые, а в хисаси — открытые[7].