Хмара, Григорий Михайлович


Григорий Михайлович Хмара (Gregori или Gregory Chmara, 29 июля 1878, Полтава — 3 февраля 1970, Париж) — русский, немецкий, французский актёр.

Родился в Полтаве. По окончании школы уехал в Киев, брал частные уроки актерского мастерства[1]. В 1910 году был принят в Московский Художественный театр (отобран в числе пятерых из 500 экзаменовавшихся — вместе с Софьей Гиацинтовой, Алексеем Диким, Фаиной Шевченко и Лидией Дейкун)[2]. Среди ролей Хмары в МХТ — боцман, а также отец Сольвейг в «Пер Гюнте», слуга Варвары Петровны в «Николае Ставрогине», писатель Федорович в «Мысли», председатель в «Пире во время чумы». По словам Серафимы Бирман, он был признан как «актёр удивительного сценического обаяния», Софья Гиацинтова писала, что он «чудесно талантливый, то что называется герой»[3].

Параллельно с работой в МХТ в 1912 году Григорий Хмара вошел в состав актёров только что образованной Первой студии Художественного театра. Здесь он играл центральные роли и вошел в группу самых ярких артистов Студии, таких как Евгений Вахтангов, Михаил Чехов и Борис Сушкевич. Среди его острохарактерных студийных ролей — озлобленный матрос Герд в «Гибели „Надежды“», не умеющий прощать старик Шольц в «Празднике мира», утративший веру пастор в «Росмерсхольме»[4].

«Г. М. Хмара умел на сцене передать остроту мысли и мрак глубокого чувства. Гердт в „Гибели Надежды“, О’Нэйль в „Потопе“, Росмер — несли глубокие и скрытные ощущения, которые только изредка прорывались наружу. Это был актер глубокого и сосредоточенного пессимизма»

Русской публике Григорий Хмара больше всего запомнился в роли Джона Пирибингля в популярнейшем спектакле Студии — «Сверчок на печи», поставленном в конце 1914 года (в 1915 году на экраны вышла киноверсия этого спектакля).