Ход в немецкий конец


Ход в немецкий конец — западный отрезок Северного морского пути: морской торговый путь, проложенный поморами в XV веке к северному побережью Скандинавии вдоль восточного побережья Белого моря и северного берега Кольского полуострова с волоком через полуостров Рыбачий[1].

Наиболее ранние сведения о северорусском мореплавании относятся к концу XV века. Они появились в литературе в связи с привлечением поморских судов для выполнения задач государственного значения. В период, когда Россия вела активную борьбу против Ливонского ордена и Швеции за Прибалтику, наиболее безопасный путь в Западную Европу проходил по Белому морю и далее вдоль северных берегов Скандинавского полуострова. Начиная с конца XV века русские дипломаты неоднократно пользовались этим путём, направляясь в Данию, Испанию и другие европейские государства. Один из этих походов был описан С. Герберштейном со слов Григория Истомы, который совершил его в 1496 году. Ещё раньше, по-видимому, в 1493 году, шло в Копенгаген «морем-акияном» посольство Д. Лазарева и Д. Зайцева. В 1522—1525 годах поморские суда использовались для выполнения дипломатических миссий В. Игнатьева и Д. Герасимова.

Весьма приближённо можно говорить о том, что именно в XV веке происходило формирование всех необходимых аспектов полярного судовождения: конструирование судов, освоение бассейна Белого моря и выход за его пределы, отработка основ навигации, формирование корпуса профессиональных моряков, которые в последующее столетие проявили себя непревзойдёнными «морскими знатцами». Одним из основных достижений русского арктического мореплавания XV—XVI веков явилось открытие нескольких морских ходов в Баренцевом и Карском морях: Ход в немецкий конец, Мангазейский морской ход, Енисейский ход, Новоземельский ход и Ход груманланский. На значительном протяжении эти ходы совпадали с теми трассами, которые позднее пытались проложить западноевропейские мореплаватели[2].

Основным источником, который даёт описание прохождения пути из Белого моря до границы с Норвегией, являются «Записки о Московии» С. Герберштейна. Подробное и обстоятельное описание хода, данное С. Герберштейном, позволило Б. А. Рыбакову приравнять его к морской лоции, пригодной для практического судовождения. Другие авторы более строго оценивают этот отрывок из записок С. Герберштейна, отмечая, что он сильно искажает истинное содержание хода, в силу чего первые английские экспедиции по отысканию северо-восточного прохода не могли им воспользоваться.