Холуйская миниатюра


Хо́луйская миниатю́ра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстёре) с XVII века занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляли и недорогие иконы для окрестных жителей. Работы Холуйской слободы были настолько популярными, что в год ими создавалось до 2 миллионов икон.

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком.

После революции мастера Холуя занимались росписью «ковриков» — созданием копий картин известных мастеров. Мастера Холуя начали роспись шкатулок, но позже ассортимент был расширен пудреницами, миниатюрными игольницами.

Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос: в 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры[1]. Работы холуйских мастеров отличались как большей реалистичностью, чем в других центрах лаковой миниатюры, так и большей декоративностью. В центр композиции выводятся не мелкие детали, а сюжет.

После Великой Отечественной войны стиль холуйских мастеров начал трансформироваться: пейзаж стал отдельным сюжетом, а не фоном. На предметах стали чаще изображать мотивы русских народных сказок. Стандартно предметы обрамляли орнаментом из сусального золота и вишневой смолы.