Хоппер, Эдвард


Э́двард Хо́ппер (англ. Edward Hopper; 22 июля 1882[5][6][…], Наяк, Нью-Йорк[1][2] — 15 мая 1967[5][6][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк[3][2]) — американский живописец и гравёр, представитель американской жанровой живописи. Наиболее известен своими картинами повседневной жизни, из которых самой известной стали «Полуночники» (1942). Творчество Хоппера оказало сильное влияние на мир искусства в целом и поп-культуру XX века в частности.

Был учеником Уильяма Чейза и Роберта Генри. Долгое время не мог добиться успеха у критиков и публики. Постоянно экспериментируя в поисках своего стиля, переходя от картин маслом к офортам и обратно, Хоппер получил общественное признание лишь в 1930-х годах, когда ему было больше 40 лет. Основной темой творчества, принёсшей ему успех, стало одиночество человека в мире и в обществе. Всего Хоппер написал 366 картин маслом.

Хоппер был художником-реалистом, однако его реализм был «новым», упрощавшим формы и детали. Для усиления контраста и создания настроения художник использовал насыщенный цвет. Эффективное использование света и тени занимает в его методах центральное место.

Будущий художник родился в Найаке, штат Нью-Йорк[7]. Он был одним из двоих детей в семье Гаррета Генри Хоппера (1852—1913), продавца галантереи[8], и Элизабет Гриффитс Смит (1854—1935). Эдвард и его единственная сестра Марион (1880—1965) посещали как частные, так и государственные школы и были воспитаны в строгих баптистских традициях[9]. У их отца был мягкий характер, и хозяйством руководили женщины: мать Хоппера, бабушка, сестра и служанка[10].

Эдвард проявил талант к рисованию в пять лет, хорошо учился в начальной школе. Он впитал в себя интеллектуальные склонности отца и его любовь к французской и русской культурам[11], а от матери — интерес к искусству. Родители Хоппера поощряли рисование, покупая материалы, учебные журналы и иллюстрированные книги. В подростковом возрасте он работал пером и тушью, углём, акварелью и маслом — рисовал с натуры, а также создавал комиксы и карикатуры[10]. В 1895 году написал свою первую подписанную картину маслом «Вёсельная лодка в Скалистой бухте»[12].

Хоппер обладал чувством юмора, которое находило выход в его искусстве, иногда в изображениях иммигрантов или женщин, доминирующих над мужчинами в комических ситуациях. Позднее в своих картинах он в основном изображал женщин[13]. В старших классах мечтал стать корабельным архитектором, но после окончания университета заявил о намерении стать художником, хотя родители настаивали на изучении коммерции, чтобы сын имел надёжный заработок[14]. В то время на философские воззрения Хоппера сильное влияние оказали произведения Ральфа Эмерсона. Позже он писал: «Я глубоко им восхищаюсь … Я перечитываю его снова и снова» [15].


Отец — Гаррет Генри Хоппер (1852 — 1913)
Мать — Элизабет Гриффтс Смит (1854 — 1935)