Хотяинцева, Александра Александровна


Алекса́ндра Алекса́ндровна Хотя́инцева (1865 — декабрь 1942, Ленинград) — русская художница, мастер карикатуры, мемуаристка. Внучка декабриста И. Н. Хотяинцева, знакомая семьи Чеховых. Автор серии шаржированных портретов А. П. Чехова «Чехиада» и воспоминаний о писателе.

Александра Хотяинцева родилась в 1865 году, внучка декабриста И. Н. Хотяинцева. Художественное образование получила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где получила медаль и свидетельство на право преподавания рисования. В 1894—1901 годах училась в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, затем в Париже в художественных студиях Л.-О. Мерсона и Р. Коллена. В 1890-х годах создала в Москве Художественную мастерскую, в которой преподавали живописцы В. А. Серов, К. А. Коровин и Н. П. Ульянов и др.[1]

Она большая насмешница, но очень талантлива.

В 1897 году через М. П. Чехову состоялось знакомство Хотяинцевой с А. П. Чеховым, начались дружественные отношения с писателем и его семьёй. Художница гостила у Чеховых в усадьбе в Мелихове, где ею было сделано много рисунков, главным образом шуточного характера. В октябре этого года Хотяинцева уехала в Париж, переписывалась с Чеховым, жившим в Русском пансионе (фр. Pension russe) в Ницце. В письмах Чехов именовал её «великой художницей земли русской»[К 1]. Зимой 1897/98 года Хотяинцева приезжала в пансион. В январе 1898 года Чехов писал А. С. Суворину: «Здесь одна русская художница, рисующая меня в карикатуре раз по 10—15 в день»[4][5][6][7].

В 1897—1898 годах Хотяинцевой была создана серия акварельных и карандашных шаржей-портретов А. П. Чехова, получившая название «Чехиада» («Прогулка на извозчике в Ницце», «Чехов в раздумье над меню в русском пансионе в Ницце», «Чехов мечтает об Книппер», «Чехов смотрит на Дроздову», «Чехов за табльдотом в Русском пансионе в Ницце», «Чехов читает газету „L’Aurore“», «Приезд в Мелихово. Возвращение из Ниццы», портреты и силуэты писателя и др.)[8][9][7].

Объектами карикатур художницы служили и другие обитатели Русского пансиона в Ницце, бывшие предметами иронии Чехова и Хотяинцевой и носителями данных ими шуточных прозвищ: баронессы Дершау, «мать и дочь, худые, высокие, с длинными носами, модно, но безвкусно одетые» — «Рыба хвостом кверху» и «Рыба хвостом книзу»; «Дама, которая думает, что она ещё может нравиться»; «Дорогая кукла» и др.[7][10] Отмечая перекличку рисунков Хотяинцевой с записными книжками Чехова, исследователь Е. Н. Дунаева указывает на «особую ценность» карикатур в том, что художница «отталкивалась не только от жизненной основы, но и от восприятия этой действительности Чеховым»[11].