Христианизация Земли вятичей


Христианиза́ция Земли́ вя́тичей — процесс принятия христианства восточнославянским племенем вятичей, населявших территорию верхнего и среднего Поочья в VIII—XIII (XIV) веках.

Вятичи выделялись из общего ряда восточно-славянских племён. Их территория попала под частичное влияние Хазарского каганата, которое отличалось от них по языку, культуре и религии. До XI века земля вятичей представляла собой целостную самостоятельную территорию, которую населял племенной союз, обособленный от других восточно-славянских племён и земель. С конца X века предпринимались неоднократные попытки киевских князей Святослава и Владимира подчинить и наложить дань на это племя. Эти попытки не увенчивались окончательной победой и носили временный характер. В «Поучении Владимира Мономаха» (конец XI века) не говорится о покорении вятичей. Управление их осуществлялось независимыми племенными вождями. Отсутствие прочного племенного союза, объединявшего всех вятичей с вождями во главе, послужило причиной политического и административного раздробления этой территории. В конце XII века вятичская земля оказалась поделённой между тремя самостоятельными княжествами: северная территория вошла в состав Ростово-Суздальского княжества; верхнеокский бассейн — в состав Черниговского княжества; среднее Поочье отошло к Рязанскому княжеству[1][2]. Археология позволяет довольно точно выделять вятичские захоронения среди иных славянских погребений того же периода по характерным только для этой народности атрибутам. Судя по языческим захоронениям некоторые группы вятичей сохранили относительную самостоятельность до XIII века включительно[3][4].

История земли вятичей разделяется на периоды: VIII — вторая треть X века — территориально-политическое образование независимое от Киевской Руси; последняя треть X — конец XI века — подчинение вятичских земель древнерусскими княжествами; XII — первая треть XIII века — завершение процесса вхождения под власть древнерусских князей и административно-культурная ассимиляция. После подчинения русским князьям вятичи ещё долго сохраняли свой языческий быт, предания и обряды[4].

Историк Русской церкви Е. Е. Голубинский считал, что вятичи были крещены значительно позднее других восточно-славянских племён. Он приводит легенду, что жители города Мценска окончательно были крещены великим князем московским Василием Дмитриевичем и митрополитом Фотием, то есть уже в начале XV века, причём «с употреблением большой воинской силы». Выводы Голубинского были приняты также религиоведом Н. С. Гордиенко и другими советскими исследователями. Это утверждение противоречит историческим источникам, поскольку Мценск был присоединён к Московскому княжеству в начале XVI века. Но легенда может являться косвенным подтверждениям того, что русские князья долгое время не могли привести вятичей к повиновению[5].