Хронограф 354 года


Хронограф 354 года (также называется Хронография 354 года или Календарь 354 года, лат. Chronographus anni CCCLIIII) — древнеримская иллюминированная рукопись, созданная в 354 году н. э. для богатого римлянина-христианина Валентина. Также для обозначения как всего произведения, так и шестой его части — непосредственно календаря — используется название «Календарь Филокала» — по имени каллиграфа.

Оригинальный манускрипт не сохранился до нашего времени, считается, что он ещё существовал во времена Каролингов[1]. До этого времени было сделано несколько списков — как с иллюстрациями, так и без них, которые в свою очередь копировались в эпоху Возрождения.

Наиболее полная и достоверная копия иллюстраций — карандашные рисунки в манускрипте XVII века из коллекции Барберини (Ватиканская библиотека, cod. Barberini lat. 2154.). Это — тщательно, под контролем знаменитого антиквара Николя-Клода Фабри де Пейреска, скопированный «Люксембургский Кодекс» лат. Codex Luxemburgensis, который сам был утерян в XVII веке. Эти рисунки, хотя и были копией с копии оригинала, показывают разнообразие источников, с которыми работал первоначальный иллюстратор рукописи — фрески, напольные мозаики, металлические изделия и т. п. Римский оригинал, возможно, был полноцветным.

Некоторые частичные копии или переработки сохранились со времен Каролингского возрождения[2] и Ренессанса. Ботичелли адаптировал фигуру, персонифицирующую город Августу Треверов (совр. Трир), которая изображена в виде женщины, схватившей за волосы пленного варвара, для своего произведения «Паллада и Кентавр»[3].

«Люксембургский кодекс», который принадлежал Пьереску на правах долгосрочной аренды, пропал после смерти антиквара в 1637 году. Однако некоторые листы пропали из «Люксембургского кодекса» ещё до того, как Пьереск приобрел его, и сейчас доступны благодаря другим копиям Хронографа[4]. Предположение Карла Норденфалька, что скопированный Пьереском «Люксембургский кодекс» был римским оригиналом, не подтвердилось.[5].

Сам Пьереск считал, что возраст его манускрипта составлял семь или восемь столетий, и большинство исследователей, вслед за Шапиро, доверяют антиквару в его оценке.