Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства[1].
В ходе реставрации укрепляются и восстанавливаются памятники истории, культуры и искусства, повреждённые и искажённые временем, вредными условиями, а также войнами и стихийными бедствиями[2].
Гаспар Фоссати (1809—1883) первым ввёл в отечественную и мировую практику методы послойного удаления поздних наслоений красок и штукатурки, зарисовки открытых изображений и научные отчёты по реставрации. Он закрепил в русском языке термин «реставрация», который до этого не имел хождения[3].
Реставрация произведений искусства в качестве отдельной области профессиональной деятельности формировалась в связи с появлением частных коллекций, когда возникла насущная необходимость продлевать сроки существования (функционирования) предметов искусства: живописи, иконописи, скульптуры, древних иллюминированных манускриптов. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках. Одним из первых профессиональных реставраторов в Италии был Пьетро Эдвардс[4].
Существует множество видов реставрации, выделяемые на основании разных признаков. Для всех видов основной целью реставрации является восстановление утрат предмета (как правило, полученных в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое), улучшение его внешнего вида, а также консервация, которая должна предотвратить дальнейшее разрушение.
Реставрация подразделяется на коммерческую и музейную. В первом случае цель — восстановить функциональность; во втором главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.