Хэмптон, Кристофер


Сэр Кристофер Хэмптон (англ. Christopher Hampton; род. 26 января 1946) — британский писатель, поэт, сценарист, кинорежиссёр. Командор ордена Британской империи (СВЕ). Член Королевского литературного общества. Написал более 20 пьес и свыше 30 оригинальных и адаптированных сценариев к кинофильмам, среди которых наиболее известны «Опасные связи» и «Каррингтон». Соавтор либретто мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера «Бульвар Сансет» и «Стивен Уорд» и Фрэнка Уайлдхорна «Дракула».

Кристофер Хэмптон родился в 1946 году на Азорских островах, в семье англичан Бернарда Патрика Хэмптона и Дороти Хэмптон. Его отец, который был инженером по монтажу телекоммуникаций, в силу контракта с фирмой Cable & Wireless Worldwide работал во многих странах мира, куда приезжал вместе с семьёй. За Португалией последовал Египет, откуда в момент начала Суэцкого кризиса Хэмптоны вынуждены были бежать, бросив всё своё имущество[3]. Начальную школу окончил в Рейгейте, после чего поступил в колледж Лансиге, Западный Суссекс. В 1964 году поступил в New College в Оксфорде, где изучал французский и немецкий языки. Завершил обучение в 1968 году с присуждением First Class Degree (в Великобритании — высшая степень оценки результатов обучения в университетах)[4].

Во время учёбы Хэмптон вступил в Драматургическое общество Оксфордского университета, в театре которого была поставлена его первая пьеса «When Did You Last See My Mother?» («Когда в последний раз ты видел мою маму?»). Текст пьесы о подростках с гомосексуальными наклонностями был отослан театральному агенту Пегги Рамсею, а тот сумел заинтересовать её директора театра Royal Court, где в 1966 году пьеса была поставлена (несколько позже спектакь перенесён в Comedy Theatre) В результате двадцатилетний Хэмптон стал самым молодым в современной истории автором для театров Вест-Энда[3]. До начала 70-х годов он работает штатным драматургом театра Royal Court и готовит к постановке две пьесы: «Полное затмение» (англ. «Total Eclipse», 1967 год) об истории взаимоотношений между двумя французскими поэтами Верленом и Рембо́, а также «Филантроп» (англ. «The Philanthropist», 1969 год). Этот спектакль принёс Хэмптону первую награду — Премию Джеймса Джефферсона, вручаемую за высокие достижения в театральном искусстве по выбору непрофессионального жюри. В это же время он пробует себя в адаптации классического романа к кинематографическому производству: собственный перевод и сценарий по пьесе Ибсена «Кукольный дом» к одноимённому фильму, вышедшему в 1973 году.

В творчестве последующего десятилетия следует отметить пьесы «Дикари» (англ. Savages, 1974 год) и «Развлечения» (англ. Treats, 1975 год), а также создание адаптированного сценария по пьесе Эдёна фон Хорвата «Сказки Венского леса», на основе которого Максимилиан Шелл снял в 1979 году одноимённый фильм.