Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря


Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря — государственная реставрационная организация России.

Является старейшей государственной реставрационной организацией России, основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Грабаря при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен сам Грабарь.

В 1924 году комиссия преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В ЦГРМ работали выдающиеся учёные-искусствоведы, опытные реставраторы-практики. В 1934 году центр ликвидирован. Часть сотрудников подверглась репрессиям, в том числе за «пропаганду религии» под видом сохранения культуры.

1 сентября 1944 года совет народных комиссаров издал распоряжение № 17765-р за подписью заместителя председателя Вячеслава Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Для организации был привлечён Грабарь, который, став художественным руководителем мастерской, вернул к работе реставраторов, даже отзывая их с фронтов.

Сотрудники центра сохранили тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица» Андрея Рублёва; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва» Франца Рубо; средневековые рукописи и античная керамика.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).