ЦИМ


ЦИМ (ивр. צים‎, от צי ימי מסחרי‎ — морской торговый флот) — израильская компания морского судоходства. Основана в 1945 году Еврейским агентством, Гистадрутом и Палестинской морской лигой. С 1959 года 30 % акций компаний принадлежало Государству Израиль, к 1965 году государство было главным акционером, но в 1998 году контрольный пакет получила частная фирма (Israel Corporation семейства Офер). С 2021 года котируется на Нью-Йоркской фондовой бирже, входит в число 20 крупнейших компаний морских перевозок в мире.

Компания основана в 1945 году Еврейским агентством, Гистадрутом и Палестинской морской лигой. Компания создавалась как для получения прибыли, так и для обеспечения независимости будущего еврейского государства в Палестине от иностранных транспортных фирм. Первое судно, купленное ею, «Кедма» грузоподъёмностью 3,5 тыс. т, было направлено на обслуживание нового грузопассажирского маршрута Марсель-Хайфа[1].

После провозглашения независимости Государства Израиль ЦИМ был объединён с подразделением «Алии Бет» «Онийот у-сфинот», уже владевшим собственным флотом судов. В этот период основной задачей компании стала перевозка евреев-репатриантов из Европы. Соглашение о репарациях между ФРГ и Израилем обеспечило ей средства для расширения флота, и с 1953 по 1955 год для неё на немецких верфях были построены 18 новых судов. В дальнейшем флот ЦИМ пополнялся также судами, строившимися в самом Израиле, Японии, Франции, Швеции, Италии и Югославии. В 1967 году на службе компании состояли 3400 моряков и портовых служащих, а к началу 1970-х годов общая грузоподъёмность 60 судов ЦИМа превысила 1 млн тонн. Компания осуществляла грузовые перевозки в большинство стран Европы, США и Канаду, Австралию, Южную Америку, Африку и такие страны Азии как Гонконг и Япония; под эгидой ЦИМа были созданы национальные компании судоходства Ганы и Бирмы. До начала 1970-х годов важным компонентом деятельности компании оставались пассажирские перевозки, в этот период она владела четырьмя лайнерами, в том числе «Шалом» водоизмещением 25 тыс. т, обслуживавшим линию Хайфа-Нью-Йорк. Однако в дальнейшем морские пассажирские перевозки сочли убыточными и ЦИМ от них отказался[1].

Первоначально по 45 % акций компании принадлежали Еврейскому агентству и Гистадруту, а остальные 10 % — Палестинской морской лиге, хотя с самого начала планировалось, что её деятельность будет контролировать государство[2]. В 1959 году Государство Израиль стало акционером ЦИМа с пакетом в 30 % акций, а к 1965 году ему принадлежали уже 80 % акций. В 1969 году 48 % акций приобрела Israel Corporation[en], принадлежащая семейству Офер[1].


Суда компании ЦИМ

«Кедма» (1951)
«Шалом» (1964)