ДБ-3


ДБ-3 (ЦКБ-30) — дальний бомбардировщик, разработанный накануне второй мировой войны в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина.

Первый полёт опытной машины БДД (ЦКБ-26) выполнен летом 1935 года лётчиком-испытателем В. К. Коккинаки. В 1936 году на самолёте установлено пять мировых рекордов. В серии самолёт получил обозначение ЦКБ-30, или ДБ-3. До начала Великой Отечественной войны началось массовое серийное производство самолётов, а также доработки и постройка опытных машин ЦКБ-30Н-1 и ЦКБ-30Н-2 для выполнения рекордных перелётов:

В дальнейшем были разработаны модификации под более мощные моторы и иной состав оборудования и вооружения — ДБ-3А, ДБ-3Б, ДБ-3С, ДБ-3Т, ДБ-3М.

Самая удачная глубокая модернизация самолёта под индексом ДБ-3Ф в дальнейшем стала считаться отдельным типом, названным по имени конструктора — Ил-4. Самолётов этой модификации было построено 5256 шт. на 4 авиазаводах СССР (см. отдельную статью).

Самолёты ДБ-3/Ил-4 принимали участие в советско-финской войне зимой 1939—1940 года, в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков ВВС РККА, в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев в ВВС ВМФ, а также в качестве транспортных самолётов, буксировщиков планеров и разведчиков. ДБ-3 и Ил-4 оказался основным и самым массовым дальним бомбардировщиком в СССР военного периода.

Первые удары по Берлину в ночь на 8 августа 1941 года выполнялись экипажами особой группы, сформированной на базе 1-го мтап ВВС Балтийского флота на самолётах ДБ-3Ф. Три группы из 15 машин поднялись с оперативного аэродрома «Кагул» на острове Эзель (Сааремаа) Моонзундского архипелага и успешно выполнили боевую задачу.[3].