Царь-плотник


Царь-плотник — памятник Петру I, изначально установленный в Санкт-Петербурге на Адмиралтейской набережной в 1910 году по модели скульптора Л. А. Бернштама и восстановленный в 1996 году. Л. А. Бернштам был «любимым скульптором государя», императора Николая II[1]. С 1885 года жил и работал во Франции. Бернштам создал пять моделей памятников, посвящённых царю-реформатору. Одна из них была показана на Всемирной выставке, в Париже в 1900 году. Императору во время его визита в Париж особенно понравились гипсовые модели двух памятников, выполненные Бернштамом: «Пётр I спасает тонущих рыбаков близ деревни Лахта в ноябре 1724 года» и «Пётр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году» («Царь-плотник»), и он повелел их отлить в бронзе в качестве дара городу Санкт-Петербургу.

Скульптуры предполагалось установить на Каменноостровском проспекте, но затем выбрали другое место: Адмиралтейскую набережную. Работами руководил архитектор А. И. фон Гоген, он же спроектировал постаменты в виде сужающихся кверху скал из красного гранита. По велению императора вторую отливку скульптуры «Царь-плотник» отправили в Голландию как подарок городу Саардаму и в марте 1911 года её установили на старинной площади Дамплейн. В 1913 году её уменьшённую копию поставили в Летнем саду в Санкт-Петербурге напротив террасы Лебяжьей канавки.

В 1910 году на Адмиралтейской набережной заняли своё место два памятника: «Царь-плотник» и «Пётр I спасает тонущих рыбаков». Отношение к ним было неоднозначным. Особенно возмущались художники, члены петербургского кружка «Мир искусства», для которых царь Пётр был «кумиром» и история основания Санкт-Петербурга имела в их творчестве особое значение. Лидер объединения А. Н. Бенуа писал: «Статуя Бернштама, быть может, не так плоха сама по себе, но как некстати стоит эта беспокойная, извилистая мелкая групка среди окружающих её горделивых величавых громад… Этот полированный и глянцевитый „дикий“ камень… эта шикарная парижская патина в бронзе, эти патетические жесты, это безжизненное понурое лицо, вся эта условная декоративность дешёвого стиля модерн»[2].

Историк петербургской архитектуры В. Я. Курбатов отозвался ещё более возмущённо: «К сожалению, появляется ещё кое-что похуже Антокольского, это — бернштамовские произведения на берегу Невы», далее, имея ввиду многие утраты петербургской классической архитектуры в конце XIX века, Курбатов подчёркивал, что и это «не оправдывает постановку некрасивого комка бронзы» перед «аркой Адмиралтейства, перед одной из основных гордостей русской архитектуры»[3]. Противоречия немасштабной и натуралистично выполненной скульптуры на фоне архитектуры классицизма были очевидны.