Центризм (марксизм)


Центризм в марксистском движении — идейно-политические течения, занимавшие промежуточные позиции между революцией и реформизмом (революционным и реформистским социализмом). Например, Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) и Независимая рабочая партия Великобритании (НРП) рассматривались как центристские, поскольку колебались между отстаиванием возможности революционного или эволюционного (посредством постепенных реформ) достижения социалистической экономики. Партии, которые принадлежали к так называемым «Двухсполовинному» и «Трехсполовинному Интернационалу», пытавшимся проложить курс между реформизмом социал-демократического Второго Интернационала и революционной политикой Коммунистического Третьего Интернационала, также были образцом центризма в этом смысле. В число членов «3,5-го Интернационала» (Лондонского бюро) вошли и довольно радикальные партии, в том числе испанская Рабочая партия марксистского единства (ПОУМ) и нидерландская Революционная социалистическая партия — они были основаны троцкистами и другими антисталинистскими коммунистами, однако с точки зрения ортодоксального троцкизма также были «центристскими».

Считается, что центристский марксизм кристаллизовался в ходе борьбы между революционным и ревизионистским (бернштейнианство) направлениями во Втором Интернационале в начале XX века. По формулировке советских источников, следовавших негативной оценке «центристов» со стороны В. И. Ленина («Не так страшен и вреден открытый оппортунизм, отталкивающий от себя сразу рабочую массу, как эта теория золотой середины, оправдывающая марксистскими словечками оппортунистическую практику, доказывающая рядом софизмов несвоевременность революционных действий и проч.»[1]), это течение «пыталось сгладить непримиримые противоречия между ними путём уступок оппортунизму в кардинальных программных и тактических вопросах рабочего движения». Сами же центристы, в том числе в лице своего известнейшего идеолога и вождя Карла Каутского (по имени которого это течение также называют каутскианством), предпочитали определять себя как ортодоксальные марксисты, отстаивавшие наследие Маркса и Энгельса против крайностей в движении.

На Парижском конгрессе 2-го Интернационала в 1900 году Каутский уклонился от осуждения «мильеранизма» (казуса Александра Мильерана — французского социалиста, вошедшего в буржуазное правительство) и не предпринимал действий против де-факто реформистской практики социал-демократии, однако вёл активную полемику с крупнейшим сторонником ревизии марксизма Эдуардом Бернштейном, приветствовал революцию 1905—1907 годов в Российской империи и теоретически отстаивал марксистские принципы классовой борьбы и пролетарской революции в таких работах, как «Путь к власти» (1909). После выхода последней, однако, Каутский предпочитал союзы с правым крылом социал-демократии для совместной борьбы против её левого крыла.