История Церкви


История Церкви — академическая дисциплина, которая изучает историю христианства и пути развития церкви с момента её основания. Является субдисциплиной истории и богословия. В сферу её изучения входят история догматов и богословия, а также аспекты социального, экономического и церковного-политического развития церквей[1]. Также широки возможности изучения конфессионального разнообразия: православие, католицизм, протестантизм, древневосточные (нехалкидонские) церкви, различные сектантские группы, то есть все исторически сформировавшиеся институты, претендующие на имя христианской Церкви[2].

Появлению церковной исторической дисциплины в Западной Европе способствовала Реформация в XVI веке[3]. Элементы изучения церковной истории в России были включены в учебные планы Славяно-греко-латинской академии возможно только в начале XVIII века. Об этом говорит тот факт, что ректор академии архимандрит Палладий (Роговский) перевел с греческого, видимо для учебных нужд, «Церковную историю» Никифора Каллиста Ксанфопула[4]. Однако для школьного богословия того времени не был характерен церковно-исторический подход[5]. Согласно Духовному регламенту 1721 года церковную историю преподавать в грамматическом, а не в богословском классе (вкупе с географией). История Церкви в качестве особой дисциплины появилась в Славяно-греко-латинской академии и Троицкой Лаврской семинарии в 1766 году при содействии митрополита Московского Платона (Левшина). Однако предмет был скорее факультативным, рассчитанный на студентов старших курсов богословского и философского классов[6]. В конце 1780-х церковная история была введена в учебный курс некоторых семинарий[7], а в 1798 году она была включена в богословский класс духовных академий[4].

Университетским уставов 1804 года в составе отделения нравственных и политических наук были введены кафедра догматического и нравоучительного богословия, а также кафедра толкования Священного Писания и церковной истории. Однако университеты не имели в своём штате специалистов-богословов, поэтому на протяжении нескольких лет эти кафедры существовали лишь фиктивно[4]. В Московском университете преподавать историю церкви начал в 1810 году Михаил Снегирёв[8], а в других университетах богословские кафедры были замещены только в 1819 году[4].