Церковь Рождества Христова (Ярославль)


Церковь Рождества Христова — недействующий православный храм в историческом центре Ярославля, на берегу Волги. Один из лучших памятников Ярославской школы зодчества и живописи XVII века.

Время основания храма неизвестно. Первое упоминание о нём содержится в сказании об иконе Казанской Богоматери: в 1609 году во время нападения литовских и «тушинских» войск «священницы чюдотворный образ унесли в меншой острог от раззорения ратных, и поставили образ Богоматери в церкви Рождества Христова на Волском берегу».

К югу от церкви в то время располагалась усадьба купцов Назарьевых, получивших в 1613 году царскую жалованную грамоту за большой вклад в оборону Ярославля. В 1634 году Анкидин и Гурий Назарьевы решили вместо деревянного Христорождественского храма возвести каменный, по образцу Николо-Надеинской церкви. Строительство было начато в 1636 году и закончено в 1644 на средства сыновей Гурия. Об окончании построения сообщает изразцовая храмозданная надпись, огибающая наружные стены храма под полукружиями закомар: «Лета 7152 (I644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском, а воздвигнули сию церковь Акиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина»[1].

Первоначально в храме было четыре предела: два северных тёплых — во имя Николая Чудотворца в подклете и над ним во имя апостолов Петра и Павла в основном храме, и два холодных — в честь персидских мучеников Акиндина, Пигасия, Афония, Елпидифора, Анемподиста на южном окончании галереи, и во имя Иоакима и Анны в диаконнике. Вскоре к юго-западному углу храма пристроили пятый придел — Казанский, устроенный в память о событиях Смутного времени.

Около 1660 года к западу от храма возвели необычную колокольню. В нижнем её ярусе устроили Святые врата с большим и малым проходом на церковную усадьбу, во втором ярусе — надвратный придельный храм во имя Гурия, Самона и Авива с обходной галереей и двумя башенками, на одной из которых были установлены часы, в верхнем ярусе — сама звонница. Колокольня соединялась с храмом двухъярусной галереей, до нашего времени не сохранившейся. Надвратная колокольня была включена в каменную ограду, которая окружала основной храм с северной, западной и южной сторон. Внутри ограды, как значится в Переписной книге Ярославля 1661 года, размещались «пять келий монахинь да келья пономаря».

Гурьевы не пожалели средств и на окончательную отделку храма — в церкви были сделаны кованые железные двери, слюдяные оконницы, из Голландии заказали колокола, с Урала привезли яшмовый пол.