Ярославская школа


Ярославская школа (ярославский стиль) — од­на из наи­бо­лее зна­чительных школ русского ис­кус­ст­ва XVII—XVIII веков. Сло­жи­лась в Ярославле и его ок­ру­ге с раз­ви­ти­ем тор­гов­ли в Верх­нем Поволжье[1].

Особый «ярославский стиль» русской архитектуры проявился с развитием в городе каменного строительства в 1620—1640-х годах под влия­ни­ем псковских, новгородских и московских мас­те­ров и тра­ди­ций годуновской школы. Его отличительной чертой стали жи­во­пис­ны­е композиции храмов — 4-столпных, 5-главых, с 2-ярусными галереями, крыльцами, встроенными звонницами и приделами. Расцвет ярославской школы зодчества приходится на середину — 2-ю половину XVII века, особенно после по­жа­ра 1658 года, уничтожившего большинство деревянных храмов.

Получили раз­ви­тие два композиционные ти­па хра­мов: асимметричный с колокольнями в северо-западном уг­лу и симметричный с отдельно стоящими колокольнями. Приделы не­ред­ко перекрывали шатрами (два симметричных в Николо-Мокринской церкви, 1665—1672) или главами (два 5-главых придела в церк­ви Иоанна Предтечи в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церк­вей, свя­тых врат и колоколен (в слободе Коровники, 1649—1680-е годы). В 1640—1690-е годах в де­ко­ре фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрики, изразцы (7-метровый изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, начало 1650-х годов), в сочетании с цветом кирпичной клад­ки создающие ощущение осо­бой нарядности.

Архитектура Ярославской школы влия­ла на зод­че­ст­во Углича, Романов-Борисоглебска; она родственна костромской архитектуре XVII века.

Чер­ты Ярославской школы в ар­хи­тек­ту­ре Яро­слав­ля в 1730-е годы сме­ня­ют­ся столичными веяниями, однако до конца XVIII века со­хра­ня­ют­ся в окрестных сёлах, где продолжали строить 5-гла­вые храмы (Вос­кре­сен­ская церковь в Левашёве, 1779; Тро­иц­кая церковь в Диевом Городище, 1787; церковь Спа­са Нерукотворного в Рыбницах, 1789—1791), час­то с шатровыми колокольнями (близ Преображенской церкви в Больших Солях, 1770-е годы).

Ком­по­зи­ци­он­ные и де­ко­ра­тив­ные особенности Ярославской школы зодчества во 2-й половине XIX — начале XX веков стали одной из основ для раз­ви­тия русского сти­ля архитектуры[1].