Ярославская школа (ярославский стиль) — одна из наиболее значительных школ русского искусства XVII—XVIII веков. Сложилась в Ярославле и его округе с развитием торговли в Верхнем Поволжье[1].
Особый «ярославский стиль» русской архитектуры проявился с развитием в городе каменного строительства в 1620—1640-х годах под влиянием псковских, новгородских и московских мастеров и традиций годуновской школы. Его отличительной чертой стали живописные композиции храмов — 4-столпных, 5-главых, с 2-ярусными галереями, крыльцами, встроенными звонницами и приделами. Расцвет ярославской школы зодчества приходится на середину — 2-ю половину XVII века, особенно после пожара 1658 года, уничтожившего большинство деревянных храмов.
Получили развитие два композиционные типа храмов: асимметричный с колокольнями в северо-западном углу и симметричный с отдельно стоящими колокольнями. Приделы нередко перекрывали шатрами (два симметричных в Николо-Мокринской церкви, 1665—1672) или главами (два 5-главых придела в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове). Создавались храмовые ансамбли из двух церквей, святых врат и колоколен (в слободе Коровники, 1649—1680-е годы). В 1640—1690-е годах в декоре фасадов активно использовались карнизы, ширинки, фризы, колонки, поребрики, изразцы (7-метровый изразцовый наличник церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, начало 1650-х годов), в сочетании с цветом кирпичной кладки создающие ощущение особой нарядности.
Архитектура Ярославской школы влияла на зодчество Углича, Романов-Борисоглебска; она родственна костромской архитектуре XVII века.
Черты Ярославской школы в архитектуре Ярославля в 1730-е годы сменяются столичными веяниями, однако до конца XVIII века сохраняются в окрестных сёлах, где продолжали строить 5-главые храмы (Воскресенская церковь в Левашёве, 1779; Троицкая церковь в Диевом Городище, 1787; церковь Спаса Нерукотворного в Рыбницах, 1789—1791), часто с шатровыми колокольнями (близ Преображенской церкви в Больших Солях, 1770-е годы).
Композиционные и декоративные особенности Ярославской школы зодчества во 2-й половине XIX — начале XX веков стали одной из основ для развития русского стиля архитектуры[1].