Церковь Николая Чудотворца Мокринская


Церковь Николая Чудотворца Мокринская (Николо-Мокринская церковь, храм Николы Мокрого) — приходской православный храм в центральной части Ярославля, типичный ярославский посадский храм XVII века[1].

Николо-Мокринская церковь была главным приходским храмом протяжённой Покровской слободы. По преданию, в языческие времена на этом месте пребывало древнее святилище Мокоши, один из булыжников которого использовался при переоборудовании церкви. В XVI веке в пойме Которосли между ручьями Сомовым и Паутовцем стоял деревянный храм, сгоревший в 1658 году во время большого пожара в Ярославле.

Нынешний храм был построен между 1665 и 1672 годами на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лешина и горожан Фёдора Выморова и Степана Тарабаева. Главный храм освятил 14 июня 1672 года митрополит Иона Сысоевич.

Каменная церковь Святителя Николая с пятью главами построена по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но по пропорциям ей уступает. Боковые часовни увенчаны шатрами. Однако механическое повторение объёмов не создавало тонкой картины. Отчасти это связано с отсутствием высоких боковых притворов в Никольской церкви, отчасти с огромной колокольней, несимметрично связанной с северо-западным углом четырёхугольника. Изразцовые плато в апсидах в целом повторяют барочные формы обрамления окон Коровницкого храма, но намного меньше по размерам, но западный портик, пристроенный в 1680—1690-х годах, гораздо богаче убранством. С ним может поспорить только соседний зимний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Галерея, традиционная для церквей XVII века, была сделана так, чтобы зимой её можно было закрывать рамками[2].

Росписи церкви Святителя Николая выполнены в 1673—1674 годах на средства прихожан. Как видно из прошения Семёна Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в работе участвовали мастера из Ярославля и Костромы во главе с Гурием Никитиным: Логин Сидоров, Ермолай Фёдоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Фёдор Савин, Андриан Иванов, Семён Козлов, Карп Михайлов Дмитрий, Фёдор Карпиев и Василий Ананьин[3].

В XIX веке картины в храме дважды обновлялась — в 1853 году, а затем в 1895—1896 годах московскими художниками Чириковым и Епанешниковым под патронатом Московского археологического общества. В 1970—1980-х годах велись реставрационные работы на фресках Алексеевского и Варваринского приделов.