Цехановский, Михаил Михайлович


Михаи́л Миха́йлович Цехано́вский (7 июня 1889, Проскуров, Подольская губерния[1] — 22 июня 1965[1], Москва[1]) — советский художник и режиссёр мультипликации. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)[2].

Отец — действительный статский советник, сахарозаводчик и юрист Михаил Юрьевич Цехановский, в 1918 году эмигрировал в Германию, затем в Париж, где и умер. Мать, Зинаида Григорьевна, ушла из жизни в 1899 году, в возрасте 32 лет[3].

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии; во время учёбы там и начал рисовать. В 1908—1910 годах работал в Париже в частной скульптурной мастерской; в 1911—1914 годах был студентом юридического факультета Петербургского университета (не окончил)[4], затем обучался в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), в 1918 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1918 по 1923 год в период службы в Красной армии занимался прикладной художественной и скульптурной работой, затем вернулся в Петроград, где продолжил заниматься примерно тем же, а кроме того, работал инструктором-художником Государственного художественно-промышленного техникума[5][6][7].

С 1926 года Михаил Цехановский работал в издательстве «Радуга» и в детской редакции Ленгиза над иллюстрациями к детским и юношеским книгам, рядом с Владимиром Лебедевым. Цехановский, наряду с Соломоном Телингатером принял предложенный Элем Лисицким конструктивистский графический метод. Среди авторов иллюстрированных Цехановским книг — Илья Ионов («Топотун и книжка»), М. Ильин («Карманный товарищ», «Человек и стихия»), Самуил Маршак («Почта», «Приключения стола и стула», «Семь чудес»), Борис Житков («Ураган», «Телеграмма», «Рассказы о технике», «Про эту книгу»)[5][8][9]. Цехановский также печатал так называемые «кинокнижки» — «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд», при перекидывании страниц которых создавалась короткая мультипликация, содержащая некоторые кинематографические приёмы[6].

С 1928 по 1936 и с 1938 по 1942 годы Михаил Цехановский был режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (впоследствии — «Ленфильм»)[7]. Первой киноработой Цехановского стал мультфильм «Почта» (1929), основанный на собственных иллюстрациях к книге С. Маршака, и развивающий конструктивистский метод, реализованный в книге[9]. В 1929 году Цехановский вместе с Евгением Шолпо и Арсением Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» — синтезирования музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке[10][11].