Цзиюань (бронепалубный крейсер)


Цзиюань («Jiyuan», «Chi-Yuen», «Tsi-Yuen») — бронепалубный крейсер китайского флота, впоследствии «Сайен» («Saiyen») — канонерская лодка японского флота. Участвовал в Японо-китайской и Русско-японской войнах.

Малый крейсер «Цзиюань» был заказан в конце 1870-х гг. в Германии для ВМС императорского Китая вместе с двумя большими кораблями — броненосцами «Динъюань» и «Чжэньюань». Строился на верфи фирмы «Вулкан» в Штеттине с 1880 г., был спущен на воду в 1883 г. Вступление в строй задержалось из-за франко-китайской войны 1884—1885 гг., после окончания которой «Цзиюань», сопровождая «Динъюань» и «Чжэньюань», отправился из Германии в Китай.

По некоторым данным, решение о постройке в Штеттине для Китая третьего корабля было принято из-за наличия определённой суммы денег, остававшейся после заказа двух броненосцев, которой, однако, не хватало на более крупное судно. Немцы, имевшие к тому времени опыт постройки, помимо броненосцев, броненосных канонерских лодок серии «Веспе»[1], взяли их тип за основу проекта нового корабля.

«Цзиюань» имел вдвое больший тоннаж и более сильные машины, чем канонерки типа «Веспе», однако унаследовал от них черты корабля береговой обороны, прежде всего — тип артиллерийского вооружения. В носовой части «Цзиюаня» в бронированном вращающемся барбете были установлены два 8-дюймовых орудий фирмы Крупа. 6-дюймовое орудие той же фирмы находилось в кормовой части. Дополнительное вооружение составляли четыре 3-дюймовых орудия и девять скорострелок меньшего калибра. Минное вооружение состояло из четырёх торпедных аппаратов фирмы Шварцкопфа.

При водоизмещении в 2400 тонн и скорость в 15 узлов «Цзиюань» вполне соответствовал тогдашним представлениям о крейсере 3-го ранга. Корабль имел стальной корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на ряд отсеков. Нос был снабжен таранным штевнем, обводы заостренные, палуба прямая, гладкая с небольшой центральной надстройкой с мостиком перед единственной трубой. Первоначально был оснащен тремя мачтами, грот-мачта — с боевым марсом.

Основной защитой корабля являлась двухслойная (композитная) броневая палуба 3-дюймовой толщины. Носовые крупнокалиберные орудия защищались внизу барбетом в 10 дюймов толщины, но сверху — только броневым колпаком в 2 дюйма. Такой же толщины был колпак-башня и вокруг кормового орудия. Ещё слабее была защита боевой рубки — её прикрывала дюймовая броня, способная противостоять только осколкам.