Цыгане в России


Цыгане в России представлены различными цыганскими этническими группами. В силу больших региональных отличий цыганские группы в России характеризуются сильной фрагментацией по языковому и религиозному признакам[1]. При этом российские цыгане имеют общие черты в плане образа жизни и быта.

Первые сведения о цыганах в России относятся к XVIII веку[2]. В новейшее время цыгане — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения России[3].

К XVI веку многие цыгане, жившие в Центральной и Восточной Европе, работали музыкантами, мастерами по металлу и служили солдатами[4]. Первые упоминания о цыганах в России относятся ко времени императрицы Анны Иоановны (1733). В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский основал в Пушкино цыганскую капеллу (хор)[5][2], получившую известность как Соколовский хор, по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. В 1783 году в Российской империи цыгане были причислены к государственным крестьянам, однако им было разрешено приписываться к любому сословию[2]. Историческая ситуация в России иногда приводится как пример сравнительно хорошего положения цыган[6]. В Российской империи цыгане не преследовались по национальному признаку, существовало богатое цыганское купечество, городские цыгане роднились с дворянскими семьями, включая царскую семью. Русская литература восхищалась «цыганской свободой» и национальным характером. Кочующие цыгане часто зимовали в крестьянских домах.

В советском обществе цыгане могли играть любые роли, «от генерала до узника совести»[7]. В СССР цыгане имели доступ к образованию и трудовым местам. Было востребованным и популярным цыганское искусство, от сельского клуба до правительственного концерта в Кремле. Сформировалась цыганская интеллигенция, получившая международное признание[8]. В 1920—1930-е годы был принят ряд постановлений, направленных на переход цыган к оседлой жизни. Были созданы цыганские колхозы, в Москве, Ленинграде и др. городах действовали цыганские школы, а также Цыганский педагогический техникум[2].