Сословия в Российской империи


Сословия в Российской империи — термин Свода законов Российской империи, описывающий несколько «разрядов» подданных, пользующихся особыми правами.

В допетровской Руси сословий в западноевропейском смысле слова не было; даже само слово «сословие» появилось только в XVIII веке, вначале для обозначения коллегии, корпорации[1], и лишь затем было перенесено на корпоративно организованные группы людей.

Стройной системы сословий в Российской империи так и не образовалось, так что отдельные исследователи (М. Конфино) считают, что сословий западноевропейского типа в России вообще никогда не было, либо допускают существование сословной системы с 1785 года, когда появились грамоты, детально определившие законные права и привилегии дворян и городских обывателей.

В российском законодательстве понятию «сословие» соответствовал термин «состояние»; изредка, впрочем, в законе употреблялся термин «сословие», имевший неопределённое значение (в некоторых случаях он мог означать даже государственные органы). Из всех европейских государств роль правительства в создании сословий была наиболее видной именно в России, где они сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти[2].

Деление российского общества на сословия основывалось в XIX — начале XX веков на общегосударственном законодательстве. Приобретаемые по рождению сословные права российских подданных могли изменяться в зависимости от получаемого ими образования, прохождения службы, результата их успешной или неуспешной торгово-промышленной деятельности, а также вследствие награждения чинами и орденами за неслужебные отличия, за заслуги в области благотворительности. Все сословия в России делились на привилегированные и непривилегированные, так называемые податные. Различия между ними в течение второй половины XIX — начала XX века постепенно сглаживались, но сохранились до 1917 года[см. «Ликвидация сословного разделения»][3].

До середины XIX века дворянство и разночинная интеллигенция составляли образованное общество, которое культурно резко отличалось от остального народа. Простой человек всех представителей образованного общества считал «барами», а для образованных людей все прочие были простолюдинами, «мужиками». Так В. Рябушинский писал[4]: