Мингус, Чарльз


Ча́рльз Ми́нгус (англ. Charles Mingus, Чарльз Мингус-младший, англ. Charles Mingus Jr.; 22 апреля 1922, Ногалес, Аризона — 5 января 1979, Куэрнавака, Мексика) — американский джазовый контрабасист и композитор.

Композиции Мингуса сохранили душевность хард-бопа и в значительной степени опирались на музыку госпел с элементами «третьего потока», фри-джаза и классической музыки. В то же время Мингус предпочитал не относить себя ни к одному из направлений. В качестве своих вдохновителей он однажды назвал Дюка Эллингтона и церковь. В 2020 году признан одним из лучших басистов всех времён редакцией журнала Rolling Stone, заняв 2-е место и уступив только Джеймсу Джеймерсону (англ. James Jamerson)[1].

Чарльз Мингус родился 22 апреля 1922 года на военной базе в Ногалес, Аризона, США. Он вырос в Watts, Калифорния, в возрасте восьми лет пел в церковном хоре, слушал Дюка Эллингтона по радио. Мингус изучал тромбон, но в то время было почти невозможно для чёрного музыканта сделать карьеру в классической музыке, а виолончель ещё не была принята в качестве джазового инструмента. Несмотря на это, Mingus очень любил игру на виолончели. Во время обучения на басе у Рэда Каллендера в конце 1930-х годов, последний даже отмечал, что виолончель всё ещё главный инструмент для Чарльза. В «Beneath the Underdog», Мингус утверждает, что он на самом деле не начинал изучать бас до Бадди Коллета, который принял его в свою свинг-группу при условии, чтобы он был басистом[2].

В связи с низким уровнем образования Чарльз Мингус не мог читать ноты. Это оказало серьезное влияние на его ранние музыкальные впечатления: так как он не мог читать ноты, он чувствовал остракизм в мире классической музыки, и в конце концов прекратил симфонический путь полностью. Эти ранние события нашли отражение в его музыке, которая посвящена расизму, дискриминации и справедливости[3]. Большая часть виолончельной техники была применима к контрабасу. Он учился в течение пяти лет у H. Rheinshagen, основного басиста Нью-Йоркской филармонии, а композиционные приемы изучал у Ллойда Риза[4]. На протяжении большей части своей карьеры он играл на контрабасе, сделанном в 1927 году немецким производителем Эрнстом Генрихом Ротом.

В разное время в составе группы Мингуса работали десятки музыкантов, в дальнейшем добившихся крупного успеха. Музыка Мингуса, мелодичная и запоминающаяся, в записи встречается нечасто из-за своей необычной сущности. Как руководитель ансамбля, Мингус проявил себя чутким и творчески мыслящим лидером, находившим талантливых и часто малоизвестных исполнителей и помогавшим им раскрыться в полной мере.

Почти так же, как его необыкновенная музыка, известен бурный темперамент Мингуса, за который его прозвали «Злой человек джаза». Его бескомпромиссность в музыке часто приводила к эксцессам на сцене[5]. Предрасположенность к депрессии влияла на характер творческой деятельности Мингуса: краткие вспышки высочайшей активности сменялись долгими периодами почти полного бездействия.