Челябинский метротрамвай


Изначально в городе предполагалось построить метрополитен. Его сооружение велось с 1992 года, но из-за недостатка финансирования темпы были крайне низкими. В мае 2021 года было решено не достраивать метрополитен, а уже готовые объекты приспособить для подземных линий скоростного трамвая. Завершить строительство планируется к 2025 году[1][2]. Оператор проекта — АО «Челябинский метротрамвай», проектирование и строительство ведёт «Моспроект-3».

Проектирование челябинского метрополитена началось в 1967 году[источник не указан 446 дней], в ходе которого было предложено несколько вариантов, а окончательный вариант был предложен в 1982 году[3]. Он включал в себя три линии: красная (ЧТЗ — площадь Революции — Торговый центр — проспект Победы — Северо-Запад), зелёная (ЧМК — проспект Победы — ЮУрГУ — Вокзал — Ленинский район) и синяя (АМЗ — Вокзал — Пл. Революции — Северо-Восток)[3]. Для метрополитена планировался пусковой участок длиной 5,7 км (со съездом в депо — 6,8 км), который должен был состоять из четырёх станций[4], а его годовой пассажиропоток должен был составить 65 млн человек с увеличением в перспективе до 137,8 млн[5].

Строительство метрополитена началось в 1992 году с возведения красной линии: электродепо — станция «Комсомольская площадь» — станция «Площадь Революции» — станция «Торговый центр» — станция «Проспект Победы»[6]. Первоначальный срок сдачи пускового участка был на 2000 год[7], но из-за хронического недостатка финансирования переносился на 2003, 2005, 2007, 2010, 2012, 2015 годы[7][8][9].

Со стороны «Торгового центра» к «площади Революции» тоннель прокладывался буровзрывным способом, от депо к «Комсомольской площади» и далее — при помощи тоннелепроходческого комплекса Lovat канадского производства с названием «Алла», приступившего к работе 11 ноября 2004 года. 20 ноября 2007 года комплекс вышел на поверхность земли в так называемую камеру модернизации. За три года работы «Lovat» прошёл расстояние от объекта «Портал электродепо» в Ленинском районе до Комсомольской площади длиной в 1189 метров. В камере комплекс прошёл модернизацию, в ходе которой переоборудован для работы с железобетонными тюбингами диаметром 5600 мм (до этого времени обделка тоннелей производилась чугунными тюбингами диаметром 5500 мм). Переоборудованный «Lovat» приступил к работе 8 августа 2008 года, продолжив прокладку тоннеля в направлении Площади Революции[10].