Челябинский трамвай


Челябинский трамвай — система трамвайного движения в Челябинске, открытая 5 января 1932 года. Трамвай является составной частью общественного транспорта Челябинска вместе с троллейбусным и автобусным движениями.

Действует 14 охватывающих все районы города трамвайных маршрутов Перейти к разделу «#Маршруты», а их функционирование обеспечивает парк из 277 вагонов Перейти к разделу «#Подвижной состав», обслуживаемых в двух трамвайных депо Перейти к разделу «#Трамвайные депо». Пассажиропоток трамвайной системы в 2021 году составил 28,5 млн человек (в день — 78,1 тыс.) Перейти к разделу «#Статистические данные».

В августе 1906 года купец второй гильдии Василий Михайлович Колбин внёс в городскую Думу Челябинска предложение по постройке трамвая, рассматривался маршрут от железнодорожного вокзала до улицы Кирова (тогда улица Екатеринбургская)[3][4]. В феврале 1907 года вопрос о трамвае обсуждался повторно, но уже в июне того же года речь шла о конной железной дороге[3]. Тогда одновременно планировалось составить смету и на конную железную дорогу, и на трамвай[3]. Проведение подготовительных работ и приобретение оборудования и эксплуатацию будущей конки планировалось поручить А. Мессу, однако дальше переписки между Мессом и Думой дело не продвинулось[3]. В феврале 1908 года вопрос о строительстве трамвайной системы поднимался в городской Думе последний раз[3]. Возможной причиной низкой поддержки вопроса о трамвае являлось затрагивание интересов многочисленных владельцев частного извоза[5]. До 1917 года трамвайное движение так и не было открыто[4].

Вопрос о постройке трамвайной системы стал вновь обсуждаться в годы первой пятилетки, когда Челябинск стал стремительно развиваться и расти[6]. Газета «Челябинский рабочий» писала: «То, что сейчас в Челябинске называется окраинами — это будет центром. Окраины ещё на несколько вёрст отодвинутся дальше. Трамвай тогда будет нужен до зарезу!»[6]. В практическое русло этот вопрос был переведён в 1930 году, когда Челябинский тракторный завод и другие заводы предложили выделить средства из своих бюджетов на постройку трамвая[6]. 12 мая 1931 года было проведено специальное совещание по вопросам строительства в городе трамвая, канализации и водопровода[6]. Уже в июле того же года на пленуме городского совета сообщалось, что на строительстве разобрано 6,77 км мостовой, вырыто 2550 м³ котлована и сбалансировано до 100 м одноколейного пути[6]. 17 августа 1931 года в городской газете «Челябинский рабочий» было опубликовано объявление коммунального треста, в котором говорилось, что идёт набор на курсы вагоновожатых трамвая, обучение проводится в Свердловске, его срок 2 месяца[7].