Чемберлен, Хьюстон Стюарт


Хьюстон Стюарт Чемберлен (англ. Houston Stewart Chamberlain; 9 сентября 1855, Саутси, Хэмпшир, Великобритания — 9 января 1927, Байройт, Германия) — англо-немецкий писатель, философ, один из основоположников «арийской» расовой теории.

Родился 9 сентября 1855 года в городке Саутси, расположенном на острове Портси, графство Гемпшир, Англия, в семье британского адмирала. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера. Ещё в 1888 году статьёй, опубликованной на немецком языке, Чемберлен обратил на себя внимание Козимы Вагнер и вошёл в её ближайшее окружение, о чём свидетельствует его многолетняя переписка с вдовой Вагнера[5]. Женившись на дочери композитора Еве Вагнер, Чемберлен в 1908 году поселился в Байройте (Германия), сделавшись фанатиком всего немецкого. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевёртыш». В 1917 году вступил в Немецкую отечественную партию. Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение в теориях Гитлера, изложенных в «Майн кампф». Умер Чемберлен 9 января 1927 года.

Чемберлен не был ни историком, ни физическим антропологом[6]. Его взгляды сложились под влиянием идей Рихарда Вагнера и Артюра де Гобино[7]; в своих работах, посвящённых Вагнеру, «Замечания к Лоэнгрину» (Notes on Lohengrin, 1892), «Анализ вагнеровской драмы» (An analysis of Wagner’s drama, 1892), а также в биографии Вагнера (1895) Чемберлен подчёркивал героические тевтонские аспекты в его сочинениях[8].

Основная работа Чемберлена, принёсшая ему скандальную известность, — «Основы XIX века» — вышла в Мюнхене в 1899 году. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, на которых покоился XIX век, Чемберлен писал, что европейская культура явилась результатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательного тевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев и иудаизма в целом.