Гобино, Жозеф Артюр де


Граф Жозе́ф Артю́р де Гобино́ (фр. Joseph Arthur comte de Gobineau; 14 июля 1816 — 13 октября 1882) — французский писатель-романист, социолог, автор «арийской» расовой теории, впоследствии использованной германскими нацистами при разработке собственных идей[6].

Жозеф Артюр де Гобино происходил из дворянской семьи[7]. В 1830 году начал обучение в гимназии Биля (Швейцария, кантон Берн), где он овладел немецким языком и заинтересовался персидским. В 1835 году приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1843 году познакомился с Алексисом де Токвилем, с которым у него возникли дружеские отношения, продолжавшиеся до кончины последнего в 1859 году. В 1849 году Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. В это же время является основателем и редактором монархического журнала «Провинциальное обозрение» и публикует свою поэму «Амандина», в которой впервые изложены основы его элитистской расовой теории[8]. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романы, поэмы, драмы[9]. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомное «Опыт о неравенстве человеческих рас», (Essai sur l’inégalité des races humaines, 1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества[10].

В 1876 году встретился с композитором Р. Вагнером (тестем Х. С. Чемберлена), который одобрительно отозвался о его идеях и способствовал их распространению[11][12]. Так, в начале 1880-х гг. Вагнер заявлял, что их видение прошлого и будущего вполне совместимы, ибо научные работы Гобино давали научное объяснение его собственных расовых идей. Несмотря на критику, его произведения были в целом с одобрением встречены Ф. Ницше[13][14]. Ромен Роллан отмечал у Гобино «одаренность мыслителя и художника»[15].

Последним его опубликованным произведением стала трагедия «Амадис», частично опубликованная в 1876 году, и изданная в полном виде в 1887 году посвященная эсхатологическому конфликту «белой» и «жёлтой» рас.