Расовая теория нацизма


Ра́совая тео́рия наци́зма[1]расовая теория, принятая в рамках идеологии и политики национал-социализма. Включает идею «арийской расы», её биологического и культурного превосходства над другими расами[2][3], которые рассматриваются как «неполноценные»[3], расовый антисемитизмсемитская раса» — евреи — рассматривается как антипод и главный враг «арийской»)[4][5], конспирологическую идею о «мировом еврействе» как главном враге германской нации[3][6], славянофобию[7][8][9][10][11]. Теоретическая основа расовой политики нацистской Германии (1933—1945 годы).

Концепция «расовой гигиены» подразумевала необходимость разделения людей на представителей «высшей расы» и «низших элементов» и необходимость соответствующего отбора. По этой концепции, первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать; смешение же рас даёт нежелательные последствия — мишлингов. Эта концепция также требовала проводить стерилизацию или уничтожение алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных. Стремление к поддержанию «расовой гигиены» проявилось в государственных программах принудительного истребления различных категорий граждан (см. «Программа Т-4»).

Руководство Германии в 1933—1945 годах, опираясь на идеологию и расовую теорию нацизма[3], проводило жесточайшую внутреннюю и внешнюю политику, в том числе преследование и массовое уничтожение представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, безнадёжно больных и инвалидов и др.)[12][13][14].

Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном, идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона, а также впоследствии в «Утопии» Томаса Мора и «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы[15].

Нацистская концепция «арийской расы» развилась из более ранней супремасистской концепции расы, поддерживавшейся такими расовыми теоретиками, как Артюр де Гобино и Хьюстон Чемберлен[16]. Нацистские теоретики оценили сочинение Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855) настолько высоко, что отобранные фрагменты из него публиковались в 1930-е годы в популярных антологиях о расах и включались в обязательные школьные учебники[17].

«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расизма (как биологического, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны.