Чемпионат мира по гонкам на спорткарах


Чемпионат мира по гонкам на спортивных автомобилях (англ. World Sportscar Championship) — проводившаяся с 1953 по 1992 года всемирная многоэтапная автогоночная серия под эгидой F.I.A., изначально созданная для ежегодного определения лучшего производителя спортивных автомобилей в мире. Наряду с Чемпионатом мира для гонщиков (то же, что Формула-1) являлся одним из известнейших автогоночных состязаний в мире, при этом, в отличие от Формулы-1, долгое время уникальной отличительной особенностью чемпионата было отсутствие личного зачёта для гонщиков — чемпионат разыгрывался только среди марок.[1]

В первый 7-этапный чемпионат 1953 года вошли самые известные гонки на выносливость Европы и Америки по принципу «одна страна — одна гонка», наподобие как это было организовано в World Drivers’ Championship с его национальными гонками Гран-при:[2]

В дальнейшем некоторые гонки практически сразу или достаточно быстро выпали из чемпионата в силу разных причин и были заменены другими, некоторые продержались в чемпионате несколько десятилетий, а некоторые, как 24 часа Ле Мана, присутствовали практически в каждом сезоне. С начала 1960-х и до закрытия чемпионата в 1992-м все этапы за исключением дорожной гонки Тарга Флорио проводились уже только на стационарных автодромах, а в сезоне 1973 года последний раз прошла и сама Тарга Флорио. Известными суточными гонками чемпионата были только 24 часа Ле Мана и 24 часа Дайтоны. 12-часовые гонки, типа 12 часов Себринга, обычно начинались утром и заканчивались под полночь, без искусственного освещения. 1000-километровые гонки и менее проходили в течение светлого времени суток.

В истории автоспорта разделение между монопосто и спортивными автомобилями появилось только после Первой мировой войны. Даже в 1920-х годах автомобили часто отличались только крыльями, которые присутствовали в спортивных автомобилях, а в монопостах — нет. Одной из первых гонок спортивных автомобилей в истории автоспорта стал Кубок Жоржа Бойа в 1921 году. Гонка проходила на длинной уличной трассе в 37,7 км вокруг в коммуне Булонь-Бийанкур (западный пригород Парижа)[3].

В период с 1925 года по 1930 год проходил Чемпионат мира по автомобильным гонкам серии монопосто[4]. При этом между первой и второй мировой войной не было чемпионата по спортивным автомобилям. Однако стали возникать отдельные гонки. Так в 1923 году Джорджесом Дурандом, Шарлем Фару и Эмилем Коукель была основана гонка 24 часа Ле-Мана. Впоследствии год спустя в Бельгии основана гонка 24 часа Спа. В 1927 году состоялась гонка на спортивных автомобилях Милле Милья.

Последней гонкой, проводимой до второй мировой войны, стала Милле Милья 1940 года. Данная гонка завершилась победой Фрица Хушке фон Ханштейна и Вальтера Баумера выступавших на BMW 328 Berlinetta Touring[5]. В период второй мировой войны гонки на спортивных автомобилях не проводились.