Чиньяроли, Джамбеттино


Джамбеттино Чиньяроли (итал. Giambettino Cignaroli; 4 июля 1706, Верона, Венецианская республика — 1 декабря 1770, там же) — итальянский живописец, писавший картины в стиле раннего классицизма. Основатель династии художников.

Родился в Вероне в 1706 году. После изучения риторики в колледже иезуитов, увлёкся рисованием. Обучался живописи в мастерской Санте Прунати[итал.], затем в мастерской Антонио Балестры, где учился вместе с Пьетро Ротари. В 1728 году Чиньяроли открыл собственную мастерскую живописи. Вскоре у него появились многочисленные клиенты и, как следствие, заказы на написание картин.

Тем не менее, вместе с Ротари, он переехал в Венецию, где, исследуя картины предшественников, изучал опыт Тициана, Паоло Веронезе и Якопо Пальмы Старшего. До своего возвращения в Верону, он жил и трудился в Милане, Парме, Турине, Болонье и Ферраре. Важными работами художника этого периода являются полотна в церкви Сан-Лоренцо в Брешии, в базилике Рождества Святого Иоанна Крестителя в Лонтано-дель-Гарда, в храмах Бергамо и ряда других городов Ломбардии. В Эмилии им были созданы многочисленные произведения на сакральные сюжеты, которые были заказами от монашеских орденов. Среди полотен того периода много алтарных картин, которые ныне можно увидеть в церкви Санто-Спирито в Пьяченце, в церкви Сан-Джорджо в Реджо, в церкви Сан-Доменико в Модене, в храмах Пармы и Феррары. Среди клиентов художника были монархи Саксонии, Речи Посполитой, России и Испании. Для испанской королевы им был создан монументальный алтарь, ныне хранящийся в Прадо. На нём Чиньяроли изобразил Богоматерь с младенцем и святыми Люцией, Лаврентием, Антонием Падуанским, Варварой и Ангелом-Хранителем. По заказу епископа Брессаноне художник написал алтарный образ для собора его диоцеза. В базилике Святого Мартина в Альдзано-Ломбарда находится его картина «Смерть святого Иосифа».

Помимо религиозных сюжетов, Чиньяроли стал писать картины на исторические темы, такие, как «Триумф Помпония Секунда на Капитолии» ныне в собрании музея Кастельвеккио в Вероне. Чиньяроли способствовал строительству здания Академии художеств в Вероне, став её первым директором. Ныне академия носит его имя. Им также был написан ряд книг, посвященных технике живописи. Исследователи относят его стиль к промежуточному между поздним рафаэлизмом и ранним классицизмом.